Осознанность. Саморазвитие. Личность. Отношения. Творчество

Эмоциональное состояние детей. Воспитание и эмоции: важная связь

Проблемы ребенка волнуют практически всех родителей. Однако если ребенок растет неуравновешенным, неуверенным в себе, часто болеет, плохо усваивает школьную программу и , то большинство склонно винить в этом систему образования, улицу, плохую экологию, наследственность, экономическую нестабильность, некачественные продукты, СМИ, компьютер и еще десятки факторов. С этим нельзя не согласиться: отечественная образовательная система еще далека от совершенства, а информационная агрессия и негативно влияют на детский организм. Но при этом почему-то не принимаются во внимание эмоциональный климат в семье, манера общения родителей между собой и с ребенком, отношение самих взрослых к окружающему миру. А между тем, формируется, прежде всего, в семье. Именно родители могут и должны обеспечить своим детям условия для формирования полноценной личности – фундамента для его адаптации в социуме.

Психоэмоциональные проблемы ребенка – отражение родительских проблем

Жалобы родителей на раздражительность, неусидчивость, агрессивность, безразличие или апатичное состояние ребенка стали столь обыденными, что на эти серьезные симптомы психологического нездоровья. Большинство родителей не осознают при этом, что такая позиция не только неправильна, но и вредна.

На самом деле поведение ребенка является ответной реакцией на существующие проблемы родителей и их зеркальным отражением.

Проблему «он меня не слышит, он меня не слушается» невозможно решить разговором на повышенных тонах в надежде, что ребенок, наконец, «услышит» взрослых. Не услышит. А его реакция будет точно такой же: или крик и слезы или демонстративное игнорирование родительских претензий. В связи с этим психологи рекомендуют развивать эмоциональный интеллект как детям, так и родителям

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциональное здоровье человека связано с понятием Еmotional intelligence. Термин «эмоциональный интеллект» (EI) появился в 90-х годах прошлого столетия. Под ним подразумеваются ментальные способности человека правильно истолковывать собственные и чужие эмоции для реализации собственных целей. Умение понимать эмоциональную подоплеку отношений, корректировать свое и регулировать чужое эмоциональное поведение, использовать эмоции для решения конкретных задач формирует в ребенке лидерские качества. Люди с имеют больше шансов быть успешными в карьере, в партнерских отношениях, быть счастливыми в любви.

EI ребенка находится в стадии формирования, он еще не развит. Поэтому неудивительно, если ребенок часто капризничает, проявляет беспричинную агрессию или, наоборот, апатию. А малыши-дошкольники еще не умеют управлять своим эмоциональным поведением, и для выражения гнева, обиды, несогласия или антипатии используют крик и плач. Маленький человек еще не знает, что умение управлять эмоциями является самым эффективным способом достижения любой цели. Не стоит оставлять ребенка один на один с проблемами и ждать, когда он ценой горького опыта придет к эмоциональной компетентности. Родители не имеют права обрекать ребенка на поражения, разочарования, потери и стрессы. Они должны рассказать ребенку, как справляться с жизненными ситуациями, как выстраивать отношения, как управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей, как эмоционально мотивировать окружающих на положительные отношения.

Но как все это донести до ребенка, если взрослые сами не умеют управлять своими эмоциями? Если они по любому поводу , слышат только себя и не обращают внимания на настроение своих близких? Причин «эмоциональной глухоты» родителей может быть много: это и высокие нагрузки на работе, и конфликты с коллегами, и домашние хлопоты, которые, как известно, никогда не заканчиваются. Да и банальная нехватка денег, наконец, знакомая многим семьям. Все это вызывает стресс, который накапливается, как снежный ком, и либо выплескивается наружу в виде взрыва негативных эмоций, либо переходит в хроническую усталость и безразличие к близким. Понятно, что оба варианта не добавляют ребенку позитива: в окружении издерганных родителей, вечно занятых своими проблемами, он чувствует себя досадной помехой для взрослых – и в итоге попросту замыкается в себе. Постепенно у него появляются комплексы, неуверенность в своих силах, заниженная самооценка. Понятно, что с таким «багажом» о полноценном развитии личности говорить не приходится.

Что же делать?

Одни психологи утверждают, что повысить уровень EI невозможно. Другие придерживаются мнения, что хотя Еmotional intelligence является относительно устойчивой способностью, существует ряд . Мы склоняемся ко второму варианту, так как уверены, что родители, осознающие свою ответственность за будущее ребенка, обязательно найдут способ для их эмоционального развития. Но для этого следует научиться управлять собственными эмоциями – то есть не давать выплескиваться негативу и акцентировать внимание на позитивных моментах.

Не давать выхода негативным эмоциям на людях очень сложно. Это требует длительной работы над собой, но не стоит отчаиваться, а стоит начать. С себя.

Вот несколько психологических методов контроля эмоций: они подойдут и родителям, и детям:

    включить воображение. Если хочется ударить собеседника, то сделайте это, но только мысленно

    представить себя под куполом, зонтом, за стеной при неприятном разговоре – это создаст чувство защищённости

    рисование. Рисовать что угодно, лишь бы выплеснуть негатив -станет легче

    научиться распознавать, что вызвало бурные эмоции. Например, вечером вы поругали ребенка, но негатив вызвало не столько его поведение, сколько сломанный до этого фен. В следующий раз попробуйте предугадать и предотвратить такое свое поведение.

Здесь все просто и одновременно сложно: поначалу бывает трудно и непривычно контролировать свое эмоциональное состояние, но очень скоро вы увидите, что в результате ваших усилий потеплеет психологический климат в вашем доме. И тогда каждый следующий шаг в этом направлении будет даваться вам намного легче и проще, ведь он непременно будет вознагражден детской улыбкой, любовью и доверием.

Почему в воспитании важны позитивные эмоции?

Если ребенок в хорошем настроении садится за уроки, у него быстрее происходит процесс запоминания и появляется стремление к новым знаниям, что положительно влияет на его интеллектуальное развитие.

Отношения, построенные на позитиве, более крепкие и доверительные. Особенно это касается общения родителей между собой, так как они создают в семье здоровый микроклимат и становятся для ребенка моделью поведения в его будущей семейной жизни.

Отсутствие стрессов, здоровая среда и положительная атмосфера в семье благотворно влияют на психику ребенка и его эмоциональное состояние. На позитивных эмоциях у него формируется правильная самооценка, уверенность в себе, позитивное отношение к миру – все то, что способствует гармоничному развитию личности.

Эмоциональное здоровье – основа оптимизма

Букет проблем взрослого человека: дефицит времени, семейные неурядицы, конфликты на работе, конкуренция, вопросы нехватки денег, отношения с родственниками – не может быть причиной эмоциональной «глухости» родителей по отношению к собственному ребенку. Родителям важно знать и помнить, насколько психическое здоровье ребенка зависит от образа жизни, поведения и моральных качеств самих взрослых. Эмоциональное разъединение между поколениями порождает проблему психического инфантилизма вступающего во взрослую жизнь молодого человека и эмоциональную черствость детей к пожилым родителям в будущем.

Физическое состояние детского организма вкупе с психическим здоровьем образуют ту основу, которая обеспечивает социальную адаптацию ребенка в обществе. Только эмоционально здоровый ребенок может пребывать в равновесии и контролировать свое поведение, способен оценивать ситуации и принимать правильные решения. А физически и эмоционально здоровый взрослый, которым очень быстро станет ваш малыш, способен гармонизировать пространство вокруг себя, комфортно сосуществовать с окружающим миром и позитивно воспринимать жизнь.

Светлана Жаркова

Ирина Черникова
Эмоционально-психологическое состояние ребенка

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ- одна из важнейших задач педагогического коллектива. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Ведь, хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым, улыбающимся и не обременённым непосильными для его возраста заботами. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

Особое внимание необходимо уделить психологическому комфорту педагогов, так как у детей очень хорошо развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых . Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт - это состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и внешним миром. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и , в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.

Создавать ребенку эмоционально -психологический комфорт - значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его ин­дивидуальной программы развития :

Дать ребенку возможность быть самим собой;

Корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка ;

Предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви , уважении, игре, двигательной деятельности;

Научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей ;

Познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок - ребенок » , «ребенок -взрослый » .

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом. Как отмечал Л. С. Выготский, эмоции - «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка . Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, указывал он, с глубокими изменениями в мотивационно - волевой сфере личности ребенка . Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и сформированность эмоционального отношения к выполняемой деятельности и окружающим людям. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания : на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных. Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ , его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций , поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека . В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка , особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций , но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.

Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка , внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка , к нарушению социальных контактов.

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка , формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку . Этому способствует включение ребенка в праздники , спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это - важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.

В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П» :

Понимание - умение увидеть ребенка «изнутри» , смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка , видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Приятие - безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

Признание - это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он. Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ , а значит его полноценное развитие.

Публикации по теме:

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок,.

Арт-терапия (рисование шерстью) - как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка во второй младшей группе.

Как с помощью рисунка определить психоэмоциональное состояние ребенка в домашних условиях Используйте рисование, чтобы диагностировать психоэмоциональное состояние ребенка. Внутреннее состояние ребенка меняется, а рисунок отображает.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные отттенки эмоциональных.

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» рабочего поселка Сосновоборск Родительское.

Родительское собрание на тему: «Психологическое здоровье ребенка через совместную продуктивную деятельность». В период дошкольного возраста.

Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности «Газообразное состояние воды» Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы. «Письмо.

Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: - Расширение опыта эмоционального.

Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка. Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих.

Воспитатель детского сада - это не профессия, а состояние души Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ.

Библиотека изображений:

Эмоциональные состояния ребенка

Эмоциональные состояния ребенка второго года жизни

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью и не успешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребёнка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать. Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке.

Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности. Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций. К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

Эмоциональные состояния ребенка третьего года жизни

К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: "Ох! Пролилось!" - восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высоко развитость игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка. В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве. К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком - это жизненный источник формирования его чувств.

Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей ещё большую тревогу.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте

  • - эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
  • - происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;
  • - развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
  • - включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Что поможет в развитии эмоций? Семья, ближайшее окружение и увлечения с развлечениями неоспоримо влияют на малыша и на раскрытие его эмоций. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт с родителями - ласка, объятия, беседы. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Родителям важно разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев. Помощниками для мамы и папы выступают и детские книжки. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев. Взаимоотношения с другими детишками и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человечку легче осваиваться в окружающей реальности. Разнообразие ролевых игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания. Немаловажным нюансом для обогащения эмоционального спектра является детское творчество. Рисование, занятия танцами и музыкой, лепка или оригами могут подарить подрастающему человечку множество чувств, как неприятных при неудаче, так и хороших при успешном результате. Кроме этого, например, творческая деятельность развивает и мелкую моторику. Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.

Этапы развития эмпатии в детском возрасте по М. Хофману в таблице 1

Таблица 1

Возраст появления

Характеристики

Глобальная эмпатия

На 1-м году

Другие не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдания другого смешиваются с собственными неприятными переживаниями. Ребенок, таким образом, реагирует на происшедшее с другим ребенком, так же, как бы он реагировал на происшедшее с ним.

"Эгоцентрическая эмпатия"

На 2-м году

Ребенок уже осознает, что страдает не он, в другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как свое.

Эмпатия на чувства другого

Между 2-м и 3-м годом

Ребенок начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства, и реагируют на них не эгоцентричным образом.

Эмпатия на жизненную ситуацию другого

Позднее детство

Ребенок начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и как выражение более общего отношения. Эмпатически вызванная реакция сочетается с представлением общей ситуацией другого, и ребенок по-разному реагирует в случае временного и длительного страдания.

Другие не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдание другого смешивается с собственными неприятными переживаниями. Ребенок, таким образом, реагирует на произошедшее с другим ребенком так же, как бы он реагировал на произошедшее с ним. Ребенок уже осознает, что страдает не он, а другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как свое. Ребенок начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства, и реагирует на них неэгоцентрическим образом

Ребенок начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и как выражение более общего отношения. Эмпатически вызванная реакция сочетается с представлением общей ситуации другого, и ребенок по-разному реагирует в случае временного и длительного страдания

Необходимость эмоционального развития:

  • - физическое и сенсорное развитие ребенка, активное созревание мозговых структур и внутрикорковых связей обеспечивают основу для реализации нейрофизиологических механизмов возникновения эмоциональных реакций;
  • - активное освоение окружающего мира вызывает у ребенка различные эмоции, расширяя и усложняя их диапазон, эмоции становятся мотивом и регулятором деятельности;
  • - эмоциональный отклик на предметные действия со взрослым и игровые события служат предпосылкой формирования игры - ведущей деятельности на последующем этапе возрастного развития;
  • - с формированием эмоциональной сферы детей раннего возраста связано развитие когнитивной сферы и речи: появление познавательных эмоций стимулирует познавательную активность ребенка, произвольность деятельности;
  • - для нормального речевого развития ребенка определяющую роль играет эмоционально значимое общение, при различных эмоциональных травмах (испуг, переживания разлуки с близкими и т.д.) увеличивается риск возникновения речевых нарушений;
  • - постепенно с развитием от года до трех чувства и эмоции детей становятся более устойчивыми, рациональными, приобретают большую глубину, что обусловлено положительным отношением окружающих и успешностью процесса психологического развития ребенка;
  • - с развитием личности ребенка, появлением собственного "Я" и ранним опытом социализации связано формирование эмоций самосознания, эмпатии и социальных эмоций;
  • - от характера эмоционального отношения взрослых к ребенку, адекватности их эмоциональных реакций на поступки ребенка и зависит обретение им чувства независимости, самостоятельности, как психологического новообразования раннего возраста, его эмоциональное благополучие, и даже соматическое здоровье;
  • - обострение кризиса трех лет приводит к проявлению таких негативных эмоций как тревога, негативизм, агрессия;- и, наконец, важное направление развития эмоциональной сферы детей -это появление способности управлять своими чувствами. Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему)ребенку, агрессия к окружающим. Все это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессии объяснять и показывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации. Понимание взрослыми эмоциональной жизни ребенка, соучастие в ней создает основу его психологического здоровья и зрелости.

Кризис трех лет. Так называемое семизвездие симптомов кризиса обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Л.С. Выготский И.Ю. Кулагина (1998).отмечает, что у ребенка 3 лет появляются симптомы кризисного периода в связи с тем, что взрослые не заметили, не поняли необходимости перестройки своих отношений с ребенком, который стал более самостоятельным, активным. В результате произошел "взрыв" прежней ситуации (Элъконин Д.Б., 1995). Л. С. Выготский вслед за Э. Келер описывает основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляющие так называемое семизвездие.

1. Негативизм. Именно негативизм "вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию {Выготский Л. С, 2000, с. 985). Ребенок отказывается делать то, что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Если взрослый использует авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком, он может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдает строгий приказ, например: "Не трогай!", "Ешь быстро!" и др. В сложных ситуациях, при резком проявлении негативизма ребенком, взаимодействие с ним может дойти до абсурда: на любое высказывание ногами. Гнев и злость может быть направлен и на "непослушный" предмет, и на взрослого, внимания которого безуспешно добивался ребенок. Взаимодействие с детьми раннего возраста будет более эффективным в том случае, если взрослые смогут учитывать индивидуально-возрастные особенности начинающего свою жизнь человека. Развитие познавательных функций малыша тесно связано с его эмоционально-волевой сферой. А поскольку доминирующая функция - восприятие - аффективно окрашена, ребенок эмоционально реагирует только на то, что находится в данный момент в поле его зрения. Взрослые, помня об этом, могут избежать многих конфликтных ситуаций и эмоциональных вспышек.

Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) взрослого ребенок отвечает наперекор: "Это холодное" - "Нет, горячее", "Иди домой" - "Не пойду" и т. д. Причем ребенок отвечает отказом на просьбу, требование взрослого даже в том случае, если минуту назад он сам страстно желал именно это сделать. Негативизм отличается от непослушания (когда ребенок не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в данный момент. Он противится содержанию просьбы): - социальным отношением. Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку, а непослушание - содержанию. Если ребенку предложили на выбор другое занятие, более интересное для него, чем то, которое у него есть в данный момент, и он согласился, то речь идет не о негативизме, а о непослушании; - отношением к аффекту. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию, при непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. И.Ю. Кулагина (1998) отмечает, что негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы, или только одного из воспитателей группы. С остальными окружающими он может бьпь послушным и покладистым. Главный мотив, который движет ребенком, - сделать не так, как просят, а наоборот.

  • 2. Упрямство - это "такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал" {Выготский Л. С, 2000, с. 986), то есть это "реакция не на предложение, а на свое собственное решение" (Ермолаева М.В., 2000, с. 127). Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели. Ребенок в течение долгого времени не соглашается встать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели и хочется поиграть с игрушками. Однако он заявляет: "Сказал - не встану, значит, не встану!" Зачастую родители, встав на позицию "кто - кого", тем самым усложняют, закрепляют проявления упрямства и загоняют ребенка "в угол", лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации. Л.С. Выготский отмечает, что упрямство отличается от простого не послушания: - мотивом (если ребенок продолжает настаивать и не соглашается со взрослым, когда он хочет продолжать делать что-то свое, это будет не упрямство, а непослушание. Если же он противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова, это будет упрямство); - отношением к себе (ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений).
  • 3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, а не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет. Это "скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше" (Вы готский Л. С, 2000, с. 986). Кроме того, Л.С. Выготский (2000) заостряет внимание на том, что при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса 3 лет.
  • 4. Своеволие проявляется я в том, что малыш все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности. Следующие симптомы, описанные Л.С. Выготским (2000), относятся им к симптомам вторичного значения (2000, с. 986). 5.

Протест-бунт проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, ка к будто "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликт е с ними" (там же, с. 987). Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.

  • 6. Обесценившие. В этом случае обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В его речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное. "И все это относится к тем вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят" (там же, с. 987). Иногда дети обзывают любимых бабушек, мам грубыми словами. Кроме того, для трехлетнего ребенка могут вдруг потерять ценность еще совсем недавно обожаемые им игрушки, книги, и тогда он может бросать их, рвать, давать им негативные названия.
  • 7. Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было в раннем детстве, когда исполнялись все его желания. По словам Выготского, (2000, с. 987), ребенок хочет стать "господином положения". Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть. Таким образом, кризис трех лет - это "бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте" (Выготский. С, 2000, с. 987). Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) Воспитатели, родители и другие близкие ребенку люди в период кризиса испытывают трудности во взаимодействии с ним, так ка к маленький забавный малыш "вдруг" превращается в упрямое, строптивое, деспотичное создание. Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка и к собственному "Я", и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка. Следствием проявления перечисленных симптомов кризис, а трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.). Кризис трех лет - это, прежде всего "кризис социальных отношений ребенка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности - ребенка и окружающих людей" (там же, с. 989). Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка (Эльконин Д.Б., 1995). Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут иметь временный, преходящий характер.

История изучения эмоций в российской психологии переживала периоды взлета и падения - большого интереса и фундаментальных трудов в конце 19-начале 20 в., с вязанных с такими именами И.А. Сикорского, Н.Я. Грота, Н.Н. Ланге, В.В. Зеленовского и забвения проблем внутреннего мира человека в 70-90 годах. Еще в 19 в. психиатр И.А. Сикорский писал в своей книге "Воспитание в возрасте первого детства" : " Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие психологические функции (воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни. {1884. -c.28}.

Однако в 1914 г. Психолог Н.Н. Ланге называет эмоции Золушкиной психологии, считая, что они незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу "сестер" - мышления и воли. В 1924 г. в книге "Психология детства" В.В. Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по значению в развитии ребенка: "Вопреки обычному порядку в изложении психической жизни ребенка в течение раннего детства мы ыдвинем на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из указанного уже принципа, что эмоциональная сфера имеет в это время центральное значение в системе психических сил"{1995.-C.123}. Психолог Л.С. Выготский писал: "Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту. Но ведь можно не только мыслить талантливо, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как и открытие дифференцированного исчисления. И здесь, и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы". {1991.-C.115}.

В настоящее время важнейшей заботой взрослых, воспитывающих и обучающих детей, в период, когда их организм так еще хрупок, раним, является охрана и укрепление их здоровья. Мы должны позаботиться как о физическом, так и о психологическом здоровье наших воспитанников.

Термин «психологическое здоровье» возник недавно, но уже достаточно широко используется в психолого-педагогической практике. Психологическое здоровье подразумевает целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное благополучие», «внутренний душевный комфорт».

Обладание хорошим психологическим здоровьем чрезвычайно значимо для возникновения у ребенка чувства самоценности, радости.

Забота о таком здоровье предполагает внимание, в первую очередь, к внутреннему миру воспитанника, его чувствам и эмоциональным состояниям, к личностной микросреде ребенка, его братьям, сестрам, взаимоотношениям со сверстниками в «детском обществе».

Дети среднего дошкольного возраста уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей; эмоции влияют на будущее поведение человека, способствуют также социальному и нравственному развитию ребенка. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных- пресна и бесцветна.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка- его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, на занятии или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе- в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.

Положение ребенка в группе сверстников, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом . От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения детей

1- неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликта со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность, приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

2- второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению . Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа. Они избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. однако они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.

3- третий тип поведения . Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальное проявление страха у детей от страха как свидетельства эмоционального неблагополучия. Страхи детей, за исключением боязни громких звуков и падения, не являются врожденными. Однако, начиная с первого года жизни, у них может развиться много страхов. Некоторые возникают в ответ на реальные обстоятельства, например, боязнь собак вообще зачастую вызвана ситуацией, в которой ребенок был напуган конкретной собакой. В других случаях виноваты сами взрослые, которые пугают детей возможным наказанием типа: «Если ты будешь плохо себя вести, я отдам тебя плохому дяде». Таким образом, при нормальном эмоциональном развитии страх связан с какими-либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределенностью ситуации. В этом случае страх является необходимым эмоциональным звеном в поведении, мобилизующим действия, направленные на самосохранение или преодоление опасности.

Иначе обстоит дело у детей с эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемо. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии он и начинает бояться. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию.

Очень часто психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка ( фрустрация - появление переживаний неудачи, возникающих при наличии реальных или мнимых непреодолимым препятствий на пути к цели, в качестве которых выступают те или иные отрицательные образы и представления)

При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны родителей, воспитателей дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Фрустрация этих потребностей, приводящая к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом развитии ребенка. Дети, испытывающие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Они предпочитают до минимума сводить общение со взрослыми и сверстниками, отказываются от контакта с незнакомыми людьми, в ситуации обучения не отвечают на вопросы, так как боятся допустить ошибку, за которой может последовать наказание. Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение еще не вполне окрепшей нервной системы ребенка, что приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям.

В основе неврозов, часто проявляющихся в виде различных заболеваний (бронхиальная астма, приступы рвоты или головной боли и т. д.) как правило, лежит фрустрация одной или нескольких детских потребностей. Так замечено, что очень часто приступы бронхиальной астмы впервые возникают у детей, когда они начинают посещать ясли, детский сад или школу. При этом детям явно не нравится то заведение, куда их определили. Причины могут быть самые разные: злая крикливая учительница, обижающие дети-драчуны, постоянный испытываемый неуспех в какой-либо деятельности. Все эти причины приводят к психологическому дискомфорту, следствием которого могут быть заболевания, имеющие невротический характер.

Заболевания ребенка нередко являются защитной реакцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации.

Профилактика психосоматических заболеваний ребенка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения, и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями.

Эмоциональное самочувствие ребенка в семье.

Консультация для родителей.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученных и практиков как важный и ответственный период жизни человека, как момент рождения личности. В это период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно отстаивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и соподчинения. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующих в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические нагрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считает возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющих «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это:

Реальное взаимодействие родителя с ребенком;

Отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя;

Отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:

    Особенности личности родителей и форм их поведения.

    Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.

    Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.

    Диапазон средств воспитательного воздействия.

    Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи.

    Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж.Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненным для ребенка являются следующие ситуации:

Когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

Когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

Когда родители используют в качестве дисциплинированной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

Когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;

Когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

В одном из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

«Семья – санаторий» .

Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливается реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

«Семья – крепость».

Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья – крепость» обычно приводит ребенка к внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

«Семья – третий лишний».

В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Лучшие статьи по теме