Осознанность. Саморазвитие. Личность. Отношения. Творчество

Психологический настрой на жизнь. Как настроение влияет на работу мозга

ФОТО Getty Images

«В те дни, когда у нас плохое настроение, нам часто кажется, что работа или учеба дается труднее обычного. Однако наука до сих пор точно не знает, насколько настроение в действительности влияет на нашу производительность», - говорит психолог Софи фон Штумм (Sophie von Stumm) из Лондонского университета Голдсмитс.

Чтобы больше узнать об этой взаимосвязи, фон Штумм провела исследование, в котором приняли участие 98 человек, в основном студенты (24 мужчины и 74 женщины, средний возраст - 24 года). От участников требовалось в течение 5 дней (с понедельника по пятницу) ежедневно проходить набор тестов, проверявших их кратковременную память, рабочую память, скорость обработки информации. Они также должны были ежедневно оценивать свое настроение и эмоциональное состояние по шкале PANAS (для этого им требовалось указать, насколько интенсивно по пятибалльной шкале они испытывают каждую из 10 положительных и 10 отрицательных эмоций).

Результаты показали, что и умственная работоспособность, и настроение испытуемых могли заметно меняться в разные дни. Однако явной связи между этими изменениями не обнаружилось - сниженное настроение не было напрямую связано с низкой работоспособностью. Однако те участники, у которых в среднем было самое хорошее настроение в течение всех пяти дней, показали более высокие результаты в тестах, чем остальные. Фон Штумм предполагает, что склонность к стабильному и хорошему настроению и высокая умственная работоспособность могут иметь общую генетическую природу, а сниженное настроение начинает сказываться на производительности труда только в более тяжелых случаях.

«Ученым известны области мозга и нейротрансмиттеры, которые связаны с настроением, но мы очень мало знаем о генетических причинах колебаний настроения. При этом настроение обычно подвержено более сильным изменениям, чем наши личностные черты, однако эти личностные черты определяют, как именно и в каком направлении обычно меняется наше настроение. К примеру, такая черта личности, как невротичность - то есть склонность к депрессивным и тревожным эмоциональным состояниям, обычно приводит к более частным перепадам настроения», - говорит Софи фон Штумм.

Исследование проводилось в течение ограниченного периода времени, и результаты можно считать лишь предварительными. Чтобы получить больше данных о связи настроения и работоспособности, фон Штумм и ее коллеги разработали специальное приложение для устройств Apple под названием moo-Q, с помощью которого добровольцы могут самостоятельно проходить тесты, проверяющие их умственную продуктивность, отвечать на вопросы о своем настроении и делиться этой информацией с исследователями, при этом сохраняя анонимность. Уже за первые две недели приложение скачали более 11 000 пользователей.

Подробнее см. S. Von Stumm «Is day-to-day variability in cognitive function coupled with day-to-day variability in affect?», Intelligence, vol. 55, March-April 2016.

Как создать правильный психологический настрой?

Не стоит сохранять плохое настроение, по какой бы причине оно не посетило вас. Для начала оглянитесь вокруг – сколько людей, которым в разы, в десятки раз тяжелее, чем вам!

Есть такая небольшая притча: «Упал человек на самое дно, лежит, плачет — и вдруг снизу кто — то постучал!» Посмотрите на свои трудности или проблемы объективно — не надуманы ли они, не «накрутили» ли вы себя — особенно, если вы склонны к пессимистическому настрою.

Наш психологический настрой неотделим от того, что происходит с нами в жизни. Мы привыкли воспринимать успех как стечение удачных обстоятельств, следствие долгого и упорного труда, наличие нужных связей и многого другого. Да, все это так. Но еще успех – это следствие глубокой веры в благоприятный исход своих замыслов.

Воспитание в себе правильного психологического настроя на успех — это одна из задач нашего саморазвития. Мы должны четко осознать, что настроение — сравнительно продолжительное и устойчивое психическое состояние человека.

В той мере, в которой для нас нормальны соответствующие биоритмам ощущения ежедневных колебаний внутренней энергии, приток и отток гормонов и даже огромный энергетический спад, который мы называем сном,- мы вправе считать нормальными периодические перемены в настроении.

Как мы могли бы представить себе сущность наслаждения, если бы не имели возможности сопоставить его с противоположным ощущением. Или, как бы мы знали, что были счастливы, если бы не были когда — либо несчастны.

Вместе с тем наше одержимое стремление обрести безграничное счастье, присущее всей современной культуре, исказило реальную жизнь. Такое стремление к счастью может привести прямо в ад.

«Когда какая-то вещь, даже очень хорошая, становится односторонней и исключает другую сторону, в нее вселяется дьявол» ©Джеймс Холлис

В жизни любого человека могут быть и «обычные» невзгоды или колебания настроения. Здесь необходимо научиться их преодолевать, с помощью формирования в себе положительного психологического настроя.

Как обрести положительный психологический настрой?

Положительный психологический настрой достигается в два шага:

Шаг первый – вывести себя из негативного настроения по крайней мере на время.

Шаг второй – начать работать над проблемой, составив план по ее решению.

Вначале измените свои мысли

Совершенно очевидно, что позитивно направленные мысли, такие как «У меня все получится!», «Судьба мне улыбнется!» и т.д. помогут вам гораздо больше, чем мысли типа: «Вряд ли мне это по зубам», «Мне не хватает денег, связей, умения» и т.д.

«Человек — это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится» — ©Махатма Ганди

Следите за своими словами

Сравните привычные выражения: «Жизнь – прекрасна и удивительна!», «У меня много творческих планов!», «Прорвемся» и выражения: «Жизнь – тоска», «Некоторым не везет по жизни», грубую брань. Как думаете, какой человек раньше достигнет цели?

Измените свои Привычки

Здоровый образ жизни – это привычка, тщательное планирование – это привычка, а также упорная работа, саморазвитие, целеустремленность и многие другие качества тоже являются правильно развитыми привычками.

Но есть и другие привычки, например, спать до обеда, нерационально тратить время за просмотром телевизора, часами говорить по телефону, некачественно делать свою работу и т.д. На будущее: стоит развить в себе привычку всегда мыслить позитивно и не терять благостного расположения духа.

Держитесь подальше от жалующихся на жизнь, пессимистичных людей – их настроение может быть заразным

Помните о «правиле пяти»: вы являетесь средним арифметическим пяти людей, с которыми вы больше всего общаетесь.

Общайтесь с радостными и позитивными людьми, с теми, кто разделяет ваши устремления, интересы и мечты. И наоборот, избегайте негативного влияния пессимистов, разуверившихся в жизни.

Ваше времяпрепровождение

Что вы делаете в свободное время? Какие фильмы вы смотрите? Какие книги читаете? Где вы бываете? Какое настроение вы привносите в свою жизнь? Все, что мы делаем, смотрим, читаем, слушаем – все становится частью нас и нашей реальности. Поэтому относитесь избирательно к тому, чем вы заполняете свою жизнь. Прекрасное делает нашу жизнь еще прекраснее и наоборот.

Наметьте план действий

Начать разработку плана по устранению причин, которые тревожат вас в данный момент. Составьте пошаговый алгоритм выхода из негативной ситуации и распишите все как можно более подробно: от чего вы хотите избавиться в первую очередь, во вторую и так далее.

Секреты психологов по формированию положительного психологического настроя

Первый секрет заключается в следующем: Вызовите улыбку чисто механически. Пробудьте в состоянии улыбки, пока не почувствуете, что она перестает быть механической и начинает быть самой настоящей.

Оказывается что не только мозг управляет мышцами, но и мышцы мозгом – они подают сигналы хорошего настроения.

Второй секрет психологов как обрести положительный психологический настрой? Вам необходимо вспомнить какой-либо хороший момент в вашей жизни, когда вы чувствовали себя по-настоящему радостным, счастливым, успешным. Вспомните свое состояние в тот момент и не отпускайте его, проникнитесь им, войдите в него и переживите снова.

Положительные воспоминания заставят плохому настроению дать трещину.

У психологов есть еще один классный прием психологического настроя – делать из слона муху, а из мухи – слона. То есть, все хорошее, каким бы оно незначительным не было, нужно раздувать до неимоверных масштабов, а все плохое, напротив, уменьшать.

Например,
«Я отжался 5 раз! Какой же молодец, вот это да!».
«Разбитое в хлам авто такая мелочь! Главное ведь, что я живой и счастливый!».

Напоследок хочется заметить, что у человека с обозначенной целью, к которой он стремится, плохое настроение не задерживается. Разве что, минутные недоразумения, которые лишь помогают утвердиться в выбранной цели и откорректировать путь ее достижения. Обычно депрессиям, плохому настроению подвержены те, кому нечем заняться, кто не имеет стремления и мечты.

Если у вас есть четкая цель, к которой вы стремитесь, скучать или грустить просто не будет времени. Всегда помните о том, к чему идете, совершайте мелкие и крупные шаги по направлению к цели и помните, что за все ваши старания вы будете награждены в многократном размере.

И со временем, ваш психологический настрой станет стабильно позитивным и благоприятствующим выполнению задуманного, а сами вы невероятно изменитесь в лучшую сторону, равно как и ваша жизнь!

Каждый из нас не раз задавался вопросом, , достичь чего большего, сделать что-то более креативнее и качественнее. Но часто для решения этого вопроса мешают некоторые отвлекающие внимание факторы: громкие голоса, спамерские сообщения, ненужные звонки, личные проблемы и многое другое. У некоторых часто на рабочем месте появляются головные боли, некоторым просто некомфортно сидеть, а кто-то и вовсе не может начать работать.

В итоге работник делает множество ошибок, не успевать сделать задание вовремя, так как чувствует полное рассредоточение. Как же начать эффективнее работать и повысить работоспособность ?

Совет №1– правильно организуйте свое рабочее место

В первую очередь создайте порядок на рабочем месте, в шкафчиках и стеллажах. Разбросанные там и тут канцтовары, бумаги, инструменты, книги, хаотично расставленные папки на стеллажах, захламленные шкафы – все это отрицательно влияет на работоспособность. Зачем тратить свои нервы для того, чтобы найти нужную вещь!? Наведите порядок – на видное место положите бумаги и вещи первой важности, в папки подшейте исполненные и поставьте их в шкаф, документы периодической отчетности положите в отдельное место. Ни в коем случае на рабочем столе не храните излишнюю макулатуру. Избавляйтесь от исписанных листов и ненужных газет.

Благоприятный микроклимат, удобство и исправность мебели также влияет на работоспособность. В случае если рабочая поверхность вашего стола шатается, скрипят половицы, офисное кресло неудобное, недостаточно света, чувствуются неприятные запахи – обязательно обратитесь к руководству. Проявите инициативу и вам удастся повысить работоспособность , сделать ее более эффективнее.

Совет №2 – физическая разрядка

Гиподинамия – это недостаточная нагрузка на мышцы, низкая подвижность. Именно этим страдают офисные работники. Чтобы избежать этого постарайтесь сидя за столом как можно чаще менять положения. Отдавайте предпочтение креслам, которые не фиксируют позу человека.

Для улучшения работоспособности и улучшения настроения чередуйте умственные и физические нагрузки, по возможности меньше пользуйтесь лифтом, больше ходите. После работы рекомендуется пройтись пешком несколько километров: тут вам и чистый воздух и здоровье.

Совет №3 – правильное и здоровое питание

Жаренная и жирная пища, как правило, только ухудшают работоспособность. Наверно многим известен тот факт, что в сон частенько клонит после еды. Это происходит из-за того что кровь, после еды, направляется к желудку, чтобы лучше переварить еду. Вследствие этого в мозг поступает меньше крови и поэтому снижается поступления кислорода. Именно поэтому появляется сонливость и работа уходит на второй план.

В этом случае как повысить работоспособность? Наш вам совет – на обед не употребляйте много жирной пищи, сделайте свой обед легким, полезным и сытным. Работоспособность улучшить помогает и низкокалорийный кефир, фильтрованная вода, настойки шиповника и шалфея.


Совет №4 - удалите раздражительные факторы

Раздражителями на рабочем месте являются: громкий телефонный звонок, мигание аськи, хлопанье дверей, электронное письмо и т.д. Зачастую они появляются так часто, что сосредоточиться на работе просто невозможно. Повысить работоспособность поможет устранение всех нежелательных раздражителей, хотя бы на время важного задания.

Совет №5 – организационный план

Создайте для себя тайм-менеджмент, заведите блокнотик, куда будете записывать необходимые для выполнения задания. Это поможет расставить приоритеты, сориентироваться и сконцентрироваться. Такой план может быть составлен как от одного дня, так и на целый год. Главное правило – не выполнив первое задание – не переходи к следующему.

Совет №6 – разделите работу на несколько этапов

Скучное, долговременное и сложное задание лучше делать поэтапно. Чтобы повысить работоспособность, детально продумайте каждый этап и установите время на его выполнение. При необходимости – запишите этапы и старайтесь соблюдать очередность. Благополучное выполнение предыдущего шага стимулирует на выполнение следующего.

Совет №7 – вознаграждайте себя

При выполнении любого дела нами движет мотивация – результат работы, интерес к занятию, похвала, денежное вознаграждение. Но как показывает практика, вознаграждение не всегда соответствует выполняемой работе, а работа совсем не интересна. Да и домашние дела не оплачиваются. Придумайте для себя внушительную мотивацию, чтобы повысить работоспособность. Допустим, за хорошо выполненное задание, вы сходите в кафе или кино, купите для себя что-то новенькое и т.п.


Совет №8 – момент соревнования

Отнеситесь к своей работе как к соревнованию. К примеру, я не только напишу отчет сегодня, но и займусь новым проектом. На завтра уже будет немного больше сэкономленного времени для того, чтобы заняться чем-то другим и полезным. Но не переусердствуйте над побитием новых рекордов и повышением работоспособности, так как работать на износ опасно для здоровья. Не тратьте свою энергию на пустые дела и берегите себя.

Придерживаясь всех этих советов и разобравшись в них, вы поймете, как повысить работоспособность , на самом деле это не так уж и сложно, главное захотеть и все будет хорошо и работа не будет вам в тягость.

Цыбулина Анастасия Сергеевна

Н. Амосов

Эмоции – один из важных аспектов учебной деятельности. Эмоции оказывают сильнейшее влияние на все составляющие учебного процесса: на эффективность, на познавательную активность учащихся. Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности. При этом важно подчеркнуть, что положительное влияние оказывают положительные эмоции, а отрицательные - отрицательное. В связи с этим в мировой психологии серьезно возрос интерес к созданию у учащихся положительных эмоциональных состояний. Ряд исследователей считает, что эмоциональный коэффициент учащихся более важен, чем интеллектуальный коэффициент.

Проблема проекта : каким же образом эмоции влияют на наше здоровье? Повышают ли положительные эмоции работоспособность? И что поможет поднять или поддержать хорошее настроение? На эти вопросы я постараюсь ответить.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«ПОРТФОЛИО»

НА ТЕМУ:

Руководитель проекта:

Бутурлиновка

2014 г.

  1. Статистические данные.
  1. Выводы и рефлексия.
  1. Литература.

Введение.

Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание,

время и умение отдыхать. И еще пятое - счастливая жизнь!

Н. Амосов

Эмоции

Проблема проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Теории возникновения эмоций.

Влияние положительных и отрицательных эмоций на иммунитет человека.

лимфоцитов

Изучая влияние эмоций на здоровье человека, врачи установили, что когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу, клетки серого вещества получают больше кислорода. Происходит некое «биохимическое ободрение», которое ликвидирует усталость, очищает верхние дыхательные пути и улучшает циркуляцию крови в сосудистой системе, вырабатывается гормон счастья. А железы внутренней секреции начинают вырабатывать вещества, снимающие головную боль. Также

Ученые из Саарландского университета (Германия) проводили исследования влияния занятий спортом на продолжительность жизни человека, опубликованное в издании «Circulation». По мнению ученых, активная физическая нагрузка препятствует укорачиванию теломеров – последовательностей ДНК, которые контролируют кончики хромасом.

завидуют ревности вины Жалость Жадные

Статистические данные.

  • Когда учитель улыбается

разных возрастных групп.

Неудачников

  • Звуковое воздействие.
  • Факт:
  • Дефицит серотонина
  • Помогите другим.
  • Радуйтесь успехам других.
  • Наслаждайтесь едой.
  • Установите цели.
  • Заведите новое знакомство.
  • Простите себя.
  • Оденьтесь хорошо.
  • Делайте комплименты.
  • Улыбайтесь.
  • Действуйте.
  • Сон.
  • Выводы.

    1. Врачи открыли, что искренний смех, стимулируя выделение эндорфинов, дофамина, а также нейромедиаторов серотонина. Того самого, который, по мнению российских ученых продлевает жизнь.
    2. Таким образом, активные занятия спортом препятствуют старению клеток, а это, в свою очередь, продлевает жизнь человеческого организма.

    Рефлексия: в ходе работы над проектом, я открыла для себя много новой и полезной информации о влиянии эмоциональных состояний на здоровье и долголетие человека, которая поможет мне и моим сверстникам сделать правильные выводы о сохранении собственного здоровья, продлении долголетия. Я научилась собирать статистические данные по данной теме, на их основе – делать выводы. Я с удовольствием сделала презентацию к своему проекту. Надеюсь, что мой проектный продукт в виде полезных рекомендаций будет полезен и другим подросткам, а так же их преподавателям. Защита данного проекта была проведена на уроке – конференции по теме: «Исследование влияния различных факторов на онтогенез человека». С этой же темой проекта я буду выступать 8 февраля на научно – практической конференции, посвященной Дню Российской Науки.

    Литература.

    1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: «Глобус», 1978.

    2.Шувалова В.С. Здоровье учащихся и образовательная среда. - М.: «Просвещение», 2000

    3. Лю Хуэйин. Исследование теории эмоционального интеллекта / Лю Хуэйин // Материалы международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова «Актуальные проблемы гуманитарных наук в 21 веке ». М.: МАКС Пресс, 2005 г.

    4. Лю Хуэйин. О возникновении эмоций при исследовании некоторых

    классических подходов к проблеме эмоций /Лю Хуэйин // «Современные гуманитарные исследования». М.: « Спутник». № 4 (17), 2007 г. ISSN 1012-9103.

    5. Лю Хуэйин. Исследование функций эмоций в воспитании студендов /

    Финансовая поддержка Чжэнчжоуского университета, проект № 2005-ZX-454. http:\\ www2. zzu.edu.cn \ kyc\ index.asp. 2005г.


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа № 1

    Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся

    «ПОРТФОЛИО»

    Информационно – исследовательский проект

    НА ТЕМУ:

    «Как влияют эмоции на здоровье и долголетие человека?»

    Цыбулина Анастасия Сергеевна– ученица 11 класса МОУ БСОШ №1, дважды обладатель Гран-при в номинации «Успех моей будущей профессии» Московского Международного Форума «Одаренные дети» (2009,2010 г.г.).

    Руководитель проекта:

    Искра Ольга Юрьевна - заместитель директора МОУ БСОШ №1 по НМР, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, победитель конкурса лучших учителей РФ.

    Бутурлиновка

    2014 г.

    1. Введение. Цели и задачи проекта.
    1. Обзор литературных источников о влиянии эмоций на здоровье и долголетие человека.
    1. Теории возникновения эмоций.
    2. Влияние настроения на работоспособность персонала и учеников.
    3. Влияние положительных и отрицательных эмоций на иммунитет человека.
    1. Статистические данные.
    1. Проектный продукт – полезные рекомендации.
    1. Выводы и рефлексия.
    1. Литература.

    Введение.

    Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание,

    время и умение отдыхать. И еще пятое - счастливая жизнь!

    Н. Амосов

    Эмоции – один из важных аспектов учебной деятельности. Эмоции оказывают сильнейшее влияние на все составляющие учебного процесса: на эффективность, на познавательную активность учащихся. Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности. При этом важно подчеркнуть, что положительное влияние оказывают положительные эмоции, а отрицательные - отрицательное. В связи с этим в мировой психологии серьезно возрос интерес к созданию у учащихся положительных эмоциональных состояний. Ряд исследователей считает, что эмоциональный коэффициент учащихся более важен, чем интеллектуальный коэффициент.

    Проблема проекта : каким же образом эмоции влияют на наше здоровье? Повышают ли положительные эмоции работоспособность? И что поможет поднять или поддержать хорошее настроение? На эти вопросы я постараюсь ответить.

    Цель проекта : исследовать влияние положительных и отрицательных эмоций на здоровье и долголетие человека, собрать статистические данные по теме, создать проектный продукт в виде полезных здоровье сберегающих рекомендаций.

    Проектный продукт : полезные рекомендации, продлевающие долголетие и сохраняющие здоровье человека.

    Теории возникновения эмоций.

    Научные взгляды на природу и сущность эмоциональных проявлений представлены двумя основными направлениями.

    • Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. Джемса "Что такое эмоция?". У. Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов под влиянием внешних воздействий. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу "мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся". Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Отсюда становится понятной упрощенная трактовка произвольной регуляции эмоций - считалось, что нежелательные эмоции, например горе, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций. Концепция Джемса - Ланге вызвала ряд возражений. Основные положения критики были высказаны У. Кенноном, который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень походи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие человеческих эмоций. Кроме того, искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.
    • Опубликовав в 1872 году книгу "Выражение эмоций у человека и животных", Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его эволюционной теории возникновения и развития эмоций состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев. Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего.
    • "Ассоциативная" теория В. Вундта (1880) предусматривала до некоторой степени влияние представлений на чувства, и, с другой стороны, характеризовала эмоции как внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. "Телесные" реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. При возникновении в сознании человека эмоции она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение, которое и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с движением, сопровождающим выплевывание чего-либо неприятного, попавшего в рот человеку.

    Влияние настроения на работоспособность учеников.

    Вы когда-нибудь задумывались о том, как настроение влияет на вашу работу, работу ваших одноклассников или персонала в учебном заведении?

    Представим, утром вы встали на 5 минут позже обычного, ночью вам приснился дурной сон, за завтраком вы посадили пятно на белоснежной блузке, но переодеваться уже некогда, вы бежите в школу / на работу, опаздываете, входите в класс злым и подавленным… И всё? Неужели как прилежный ученик или опытный педагог вы сегодня не реализуетесь?!

    Действительно ли плохое настроение окрашивает наш день в мрачные краски и снижает производительность? В конце концов, некоторые люди достигают потрясающих результатов, работая именно в состоянии нервного напряжения. А у других получается успокоиться и избавиться от плохого настроения, обустраиваясь на рабочем месте, просматривая почту и совершая прочие рутинные процедуры. Но таких - единицы, большинство же не может выбраться из омута утреннего раздражения и злости, и, конечно, такое состояние напрямую сказывается на работе. Но как?

    И этот факт нельзя игнорировать. Наоборот, учебным заведениям следует задуматься, как изменить в лучшую сторону настроение учеников и персонала с утра. Многие скажут, что это - «мелочь». Но на эту проблему все же стоит обратить внимание, потому что эта «незаметная мелочь» серьезно влияет на результаты работы всего коллектива. Например, в учебном заведении, где обучаюсь я, стало традицией проведение лёгкой утренней зарядки в классах. Благодаря утренней зарядке кровообращение нормализуется, и организм учащегося просыпается, вместе с кровью мозг обогащается кислородом и энергией необходимой ему для умственной деятельности. Наблюдения показали, что учащиеся выполняют свои обязанности тщательнее и внимательнее, когда они в хорошем настроении. Но хорошее настроение отнюдь не побуждает работать производительнее – количество упражнений и выученных параграфов, обрабатываемых «счастливыми» людьми, не возросло. Эффект отрицательного настроения немного иной. Ученики в плохом настроении выполняют меньше упражнений и меньше внимания уделяли своей работе в целом.

    Влияние положительных и отрицательных эмоций на иммунитет человека.

    В западной медицинской науке исторически сложилась традиция выделять конкретную часть организма и рассматривать ее отдельно. Английские слова «science» (наука) и «scissors» (ножницы) произошли от одного корня. Оба слова связаны с понятием разрезания чего-либо на части. Сегодня же передовым направлением считается изучение механизмов взаимодействия между этими частями. Например, настроение и иммунная система до недавнего времени рассматривались как совершенно независимые компоненты. Теперь их считают взаимосвязанными частями большой системы. Благодаря этому открытию появилась новая отрасль медицины, которая называется психоневроиммунология. На сегодняшний день также просматриваются связи между настроением и интеллектуальными способностями.

    • Каким образом настроение влияет на иммунитет?

    Работникам медицинской сферы давно известно, что оптимизм помогает пациентам преодолеть болезнь. Например, наблюдая за людьми с ВИЧ-инфекцией, ученые выявили взаимосвязь между оптимистическим настроем, более поздним развитием симптомов и большей продолжительностью жизни.

    Чем же объясняется связь между оптимизмом и сопротивляемостью болезни? С практической точки зрения, оптимистически настроенные пациенты могут лучше справляться с болезнью благодаря более точному выполнению предписаний врачей. Впрочем, настроение оказывает и непосредственное влияние на иммунную систему. Эксперименты показали, что оптимистический настрой повышает уровень лимфоцитов в крови, а именно природных клеток-киллеров и вспомогательных Т-лимфоцитов. Депрессивное состояние, напротив, уменьшает количество этих клеток и таким образом снижает устойчивость организма к инфекциям и болезням.

    Еще одно психологическое состояние, оказывающее влияние на иммунную систему, - это стресс. В нашем подверженном хроническому стрессу обществе связь постоянных стрессов и вирусных инфекций, таких как простуда, не вызывает сомнений. Например, основной процент простудных заболеваний среди студентов приходится на период экзаменационной сессии. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в крови. Выяснилось, что у студентов-медиков уровень лимфоцитов в крови во время сессии значительно понижается по сравнению с обычным состоянием. Впрочем, здесь есть нюансы. Первокурсники, еще не растерявшие оптимизм, отличались повышенным уровнем лимфоцитов по сравнению с другими студентами.

    Позитивное отношение к жизни может помочь пожилым людям справиться с возрастным снижением эффективности иммунной системы. Другие взрослые люди с ярко выраженным чувством субъективной компетентности (когерентности), которое представляет собой способность индивида к спланированной и согласованной деятельности, направленной на управление ходом событий, отличались хорошим здоровьем и повышенной активностью клеток - киллеров. Их показатели превышали средние для людей этой возрастной группы. Во время проведения недавних исследований ученые измерили уровень субъективной компетентности у тридцати здоровых пожилых людей, которые переезжали на новое место жительства. Переезд - это источник стресса для любого человека, но у людей с повышенным уровнем СК иммунная система понесла минимальные потери.

    • Смех + физические нагрузки = долголетие.
    • Эмоции, как фактор ухудшения здоровья.

    Интересное исследование было проведено одним австрийским психологом, который в течение пяти лет наблюдал за двумя тысячами добровольцев. В ходе исследования ему удалось выделить наиболее вредные для здоровья эмоции. И так, результаты исследования показали, что у людей, которые завидуют чужим успехам, в два с половиной раза выше риск инфаркта. Наличие чувства ревности приводит к гормональным расстройствам. Причем, прежде всего, уменьшается выработка половых гормонов – тестостерона, что является причиной мужской импотенции. Чувство вины делает более частыми простудные заболевания, повышает предрасположенность к инфекциям, увеличивает риск развития онкологических заболеваний. Жалость к себе становится причиной заболеваний печени. Кроме того, у тех, кому себя жалко, увеличивается выработка гормона слабости, снижается содержание сахара в крови, могут возникнуть проблемы с приемом пищи. Жадные люди чаще других страдают расстройствами пищеварения.

    Статистические данные.

    Зависимость эмоциональных состояний учащихся от особенностей поведения учителя на уроках.

    • Когда учитель улыбается , радость испытывают 80% учеников. Безразличное отношение к положительно настроенному учителю испытывают 5% учеников.
    • Когда учитель ходит по классу, спокойствие испытываю 30% учеников.
    • Когда у учителя приятный голос, чувство радости испытываю 80% учеников.
    • Когда учитель поощряет «меня», р адость испытывают 20% учащихся, а спокойствие – 60%.

    Обработка результатов показала: эмоциональные состояния учеников зависят, в первую очередь, от характера учителя (улыбчивый, злой),

    Во-вторых, от той атмосферы, которую создает учитель на уроке,

    В-третьих, каким языком пользуются учителя (с юмором, с приятным голосом или строго и т.д.),

    В-четвертых, от методов обучения (поощрение, наказание).

    Вывод: Эмоциональные состояния учителей и учеников взаимосвязаны друг с другом и влияют на учебный процесс.

    Эмоционально-психологическое самочувствие учащихся

    разных возрастных групп.

    Недостаточная сформированность психической сферы детей, особенности их индивидуального темперамента, типа нервной системы приводят к тому, что часто реакции на события проявляются в виде отрицательных эмоций и невротических состояний.

    Как характеризуют свое психическое самочувствие школьники или их родители? Примерно у каждого второго школьника оно обычно близкое к норме. Другая половина делится на две части: одна - подвержена резкой смене настроения; другая – постоянно пребывает либо в крайнем возбуждении, либо в подавленном состоянии.

    С возрастом изменяется распределение школьников по уровням психического самочувствия. Чаще других попадают в группу "относительной нормы" дети 7-8 лет, стоящие в самом начале школьного пути (70% от общего числа). Однако уже к концу 1-го года обучения доля учащихся, имеющих нормальное психическое самочувствие, снижается до 50%; в 1,5 раза увеличивается удельный вес учеников, для которых характерно возбужденное состояние; в 2 раза чаще у детей встречается подверженность резкой смене настроения. Некоторая стабилизация психического самочувствия наблюдается у учеников 10-11 лет. Другим периодом количественных и качественных изменений в параметрах психического здоровья школьников является возраст 15-17 лет: отклонения от нормы испытывает каждый второй старшеклассник (резкая смена настроения, возбужденное или подавленное состояние). Каждый третий школьник и его родители считают, что за время учебы существенно ухудшается психическое самочувствие ученика - ребенка, подростка, юноши. В среднем положительные и отрицательные эмоции учащихся в школе практически уравновешены. Однако вызываются они часто разными событиями и действуют на каждого ребенка индивидуально. Если случается пережить неприятную ситуацию, которую не ожидали: 5% школьников, по их собственному мнению, никак не реагируют, что свидетельствует о высокой устойчивости психики; у 55% портится настроение, но протекает реакция при низком (малозаметном) выходе эмоций. 22% школьников испытывают ухудшение настроения, раздражительность, заметные окружающим (реакция умеренная длительная); 13% учащихся в данной ситуации переживают состояние аффекта (сильное, но кратковременное реагирование); 5% школьников подвержены сильным продолжительным психическим переживаниям, переходящим в состояние подавленности и даже отчаяния. Катализатором психических процессов у детей являются удачи и неудачи в школе. Реакция на неожиданную ситуацию позволяет обнаружить то, что скрыто в повседневной жизни: устойчивость психики, активность переживаний, продолжительность реакции.

    На вопрос: "Часто ли тебя преследуют неудачи в школе?" - 27% учащихся ответили положительно; 22% родителей подтвердили данную реакцию. Неудачников больше среди учеников в возрасте 11 и 15 лет (до 50%). Кроме "плохой оценки", оцениваемой большинством опрошенных как горе, сходным образом воспринимается "несправедливость учителя" (17%), "трудности в изучении предмета" (12%). "Домашние задания", "нелюбимые предметы", "оценка, которую не заслужил" вызывают отвращение, соответственно, у 39, 31, 16%. Дети испытывают как страх перед "оценками" и контактами с учителем, так и стыд за "неправильный ответ" (28%) и положение "когда у всех хорошо, а у меня плохо" (17%). В среднем отрицательные эмоции имеют место у 92% учащихся.

    Любое психическое состояние детей нуждается в управлении, поддержке и коррекции со стороны взрослых. Ученики в возрасте 7-11 лет совершенно не могут управлять своими эмоциями: они чаще других переживают состояние аффекта (до 20%). испытывают страх и волнение. Необходимо учить их справляться со своими эмоциями, не выплескивать их на окружающих. Подростки 14-15 лет чаще пребывают в плохом настроении, которое не могут скрыть (в среднем каждый третий). Они нуждаются в регулярной поддержке и обучении тому, как справиться с раздражительностью, какими способами защитить себя от сильного возбуждения (около 40%), как не допустить перехода самокритики в самоуничижение (примерно треть). Ученики более старшего возраста, кроме волнений и плохого настроения ощущают необъяснимое чувство страха и чувство общей подавленности. Им необходима конкретная помощь в выборе практических путей преодоления душевного кризиса.

    Если нагрузки сделать ежедневной привычкой, то можно застраховать себя от подавленного состояния. Хорошее настроение после фитнеса сохраняется до 12 часов. для поддержания хорошего настроения нам требуется 30 минут умеренной физической активности в день, и так не менее пяти дней в неделю.
  • Звуковое воздействие. Опытным путём доказано, что звуковой ряд классической музыки оказывает мощное гармонизирующее действие на организм. Но можно использовать и ритмичные композиции современных композиторов, а также звуки природы (шум воды, пение птиц и т. д.). Чаще слушайте то, что вам нравится, что не оставляет вас равнодушным.
  • Факт: воздействие живой природы, будь то прогулка по городу, игра с домашними животными или вы просто понюхаете цветок, несомненно поднимет настроение.
  • Мощным защитным действием от депрессии обладает какое-либо хобби или творчество. Когда человек что-то создаёт и получает ожидаемый результат, то у него происходит выброс гормонов радости (эндорфинов), которые очень надёжно защищают от всех видов депрессии.
  • Дефицит серотонина , например, вызванный снижением уровня серотонина в мозге является одним из факторов формирования депрессивных состояний и тяжелых форм мигрени. Поэтому не исключайте из рациона питания бананы, сливы, инжир, чёрный шоколад, которые способствуют биосинтезу серотонина и часто улучшают настроение.
  • Сосредоточьтесь на своих успехах. Качество вашей жизни, зависит от качества ваших мыслей. Сосредотачиваясь на своем успехе, вы испытываете удовлетворение и радость.
  • Помогите другим. Помощь другим - отличный способ поднять настроение и ваше мнение о себе улучшается.
  • Радуйтесь успехам других. Празднование чужого успеха иногда бывает приятней, чем празднование своих собственных достижений.
  • Наслаждайтесь едой. Пища замечательна, потому что она затрагивает все пять из ваших чувств. Иногда ваше настроение может спасти вкусная еда и необычная сервировка стола.
  • Установите цели. Когда у вас есть четко поставленные цели, ваша жизнь приобретает большую значимость. А значит тратить время на грусть вам просто некогда.
  • Заведите новое знакомство. Люди - коммуникабельные существа. Нет ничего приятней, чем новое знакомство.
  • Восстановите общение со старым другом. Найдите время, чтобы связаться со старым другом, которого вы давно хотели увидеть, но не могли найти подходящий момент. Совместные воспоминания непременно поднимут ваш дух.
  • Проведите время с друзьями и семьей. Наиболее остро чувство любви и счастья человек испытывает, находясь в кругу близких людей.
  • Простите себя. Каждый человек склонен испытывать за что-либо чувство вины. Постарайтесь простить себя. А лучше посетите храм. Только тогда вы ощутите душевную свободу и несомненно прекрасное настроение.
  • Оденьтесь хорошо. Ваша одежда отражает то, что у вас внутри. Она может как хорошо, так и плохо влиять на ваше эмоциональное состояние.
  • Делайте комплименты. Сделав человеку приятно, вы сами почувствуете прилив радости.
  • Улыбайтесь. Между вашей физиологией и психологией существует обратная связь. Когда у вас хорошее настроение, вы улыбаетесь, и наоборот, если вы улыбнетесь, у вас появится хорошее настроение.
  • Действуйте. Продвижение к поставленной цели дает вам возможность почувствовать удовлетворение.
  • Сон. Частой причиной подавленности является недосыпание. Постарайтесь лечь спать раньше или поспите днём. Ведь сон – это лучшее лекарство, в том числе и от плохого настроения.
  • Выводы.

    1. В процессе исследований выяснилось, что и хорошее, и плохое настроения оказывают влияние на эффективность работы человека, но хорошее - более сильное. Настроение, которое вы «приносите» с собой на работу / в школу, гораздо сильнее влияет на общее настроение вашего дня, чем события, которые происходят на рабочем месте.
    2. Эксперименты показали, что оптимистический настрой повышает уровень лимфоцитов в крови, а именно природных клеток-киллеров и вспомогательных Т-лимфоцитов. Депрессивное состояние, напротив, уменьшает количество этих клеток и таким образом снижает устойчивость организма к инфекциям и болезням.
    3. Позитивное отношение к жизни может помочь пожилым людям справиться с возрастным снижением эффективности иммунной системы.
    4. Обработка результатов показала: эмоциональные состояния учеников зависят, в первую очередь, от характера учителя (улыбчивый, злой), во-вторых, от той атмосферы, которую создает учитель на уроке, в-третьих, каким языком пользуются учителя (с юмором, с приятным голосом или строго и т.д.), в-четвертых, от методов обучения (поощрение, наказание).
    5. Эмоциональные состояния учителей и учеников взаимосвязаны друг с другом и влияют на учебный процесс.
    6. В среднем положительные и отрицательные эмоции учащихся в школе практически уравновешены. Однако вызываются они часто разными событиями и действуют на каждого ребенка индивидуально. Катализатором психических процессов у детей являются удачи и неудачи в школе. Реакция на неожиданную ситуацию позволяет обнаружить то, что скрыто в повседневной жизни: устойчивость психики, активность переживаний, продолжительность реакции.
    7. Любое психическое состояние детей нуждается в управлении, поддержке и коррекции со стороны взрослых.
    8. Учеников в возрасте 7-11 лет необходимо учить справляться со своими эмоциями, не выплескивать их на окружающих.
    9. Подростки 14-15 лет чаще нуждаются в регулярной поддержке и обучении тому, как справиться с раздражительностью, какими способами защитить себя от сильного возбуждения (около 40%), как не допустить перехода самокритики в самоуничижение (примерно треть).
    10. Ученикам старшего возраста необходима конкретная помощь в выборе практических путей преодоления душевного кризиса.
    11. Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности.
    12. Врачи открыли, что искренний смех, стимулируя выделение эндорфинов, дофамина, а также нейромедиаторов серотонина. Того самого, который, по мнению российских ученых продлевает жизнь.
    13. Таким образом, активные занятия спортом препятствуют старению клеток, а это, в свою очередь, продлевает жизнь человеческого организма.
    14. Зависть, ревность, вина, жадность, жалость – увеличивают риск онкологических заболеваний, инфаркта, а так же приводят к гормональным расстройствам.

    Рефлексия: в ходе работы над проектом, я открыла для себя много новой и полезной информации о влиянии эмоциональных состояний на здоровье и долголетие человека, которая поможет мне и моим сверстникам сделать правильные выводы о сохранении собственного здоровья, продлении долголетия. Я научилась собирать статистические данные по данной теме, на их основе – делать выводы. Я с удовольствием сделала презентацию к своему проекту. Надеюсь, что мой проектный продукт в виде полезных рекомендаций будет полезен и другим подросткам, а так же их преподавателям. Защита данного проекта была проведена на уроке – конференции

    Общеизвестно, что качество нашего настроения (радостное или пасмурное) и отношение к себе и к окружающему миру (оптимистическое, терпимое, доброе или, наоборот, пессимистическое, независтливое, завистливое, ворчливое) определяет наше физическое здоровье. И часто является причиной отрицательного настроения и отношения к себе и окружающему миру, является причиной многих заболеваний. Поэтому для оздоровления организма очень важен положительный настрой.

    Положительные мысли производят в окружающих людях такие же мысли и привлекают их к вам, а отрицательные действуют обратным образом, отталкивают от вас. Для вас приятнее и полезнее быть привлекательными, поэтому развивайте в себе только положительные притягательные мысли, которые совместно с вашим положительным магнетизмом дадут вам большую силу воздействия на людей.
    Вырывайте с корнем все отрицательные мысли, связанные с ненавистью, страхом, печалью, гневом, недовольством, обидой, завистью, недоверием и т. п., и заменяйте их положительными, связанными с любовью, смелостью, радостью, спокойствием, довольством, доброжелательством и т. д.

    Как думаете вы о других, так думают и о вас другие. Как думаете вы о себе, так думают о вас и окружающие. Поэтому думайте о себе и о других только положительно.

    Вы не любите других или думаете, что вас не любят окружающие, и вас не будут любить. Вы боитесь всех и всего, и вас будут устрашать. Вы не верите в свои силы, и вам не будут доверять. Вы не желаете никому добра, и вам его не пожелают. Навстречу каждой вашей мысли стремятся мысли окружающих и увеличивают силу ваших мыслей. Никогда не думайте: «Я не могу». Все будут думать, что вы не можете. Думайте всегда: «Я могу, я хочу и достигну, чего хочу» - и действительно сможете сделать все.

    Великие люди становятся великими, потому что захотели быть таковыми, но были они такими же, как и вы: рождаются все «маленькими» людьми.
    Не забывайте, что мысли влияют на вас самих - на ваш дух и тело. Каковы мысли - таков человек. Известны случаи, когда увлекающиеся и неутомимо читающие уголовные романы становились впоследствии преступниками. Поэтому избегайте книг, наполненных отрицательными мыслями.

    Отрицательные мысли - духовный яд, а положительные - противоядие. Мысли ненависти, зависти, страха, печали т. п. возбуждают в нашем организме опасные физиологические процессы, которые вредно, самым пагубным образом влияют на наше здоровье. Наоборот, мысли любви, доброжелательства, радости и т. п. улучшают психическое состояние и благотворно влияют на организм.
    Следовательно, отрицательные мысли отравляют организм, положительные - оздоравливают. Вот почему и следует любить ближнего, как самого себя, ибо, в сущности, любя окружающих, мы любим себя, желаем себе добра, благополучия. Вырабатывая в себе положительные мысли, вы развиваете в себе такой же магнетизм и добрую силу воли, ибо прежде чем думать хорошо, нужно хотеть так думать.

    Таким образом, при позитивном мышлении развиваются все 3 аспекта сильного влияния на людей: магнетизм, сила мысли и сила доброй воли.

    Терапевтический эффект:
    укрепляет нервную систему;

    Настрой на здоровье перед сном и после сна

    Вторым таинством (первое таинство - прием пищи) должно быть приготовление ко сну и вход в сон. Это важно и для физического и для психического состояния человека.

    Во время сна наше «Я» пребывает в таком духовном (астральном) мире, который соответствует нашему настрою перед сном, и возвращается «пропитанным» его специфическим мысленным элементом, сообщающим телу силу или слабость, благополучие или расстройства. Настрой на озабоченность, ворчливость, зависть способствует пребыванию «Я» именно в сфере озабоченности; при пробуждении эта озабоченность усиливается. Настрой на болезни (мысли о болезни) переводит «Я» в мир страданий, и это усиливает страдания в дневной жизни. Поэтому больной перед сном должен думать о здоровье, должен твердить:
    «поврежден лишь инструмент, которым я пользуюсь. Я - то, что думаю о себе.

    Мое духовное «Я» здорово и принесет во время сна выздоровление моему телу».
    Это нужно повторять каждый вечер, если результат скажется не сразу, значит нужно задуматься вообще об изменении своего стиля мышления на положительный. Настрой на состояние молодости и силы направляет «Я» в соответствующие сферы астрального мира; по выходе из сна укрепляется тело и уверенность в своем состоянии силы и молодости.

    Чтобы было понятно вышеизложенное, нужно дать некоторые пояснения. Согласно представлению йогов, человек помимо «Я» состоит из тел: физическое тело, эфирное тело, астральное тело (тело желаний), ментальное тело (тело мысли), тело причинности (казуальное тело).

    Энергия каждого тела отличается по качеству от других, и каждое тело как бы пронизывает собой, будучи более тонким, более грубые.

    Физическое тело состоит из огромного количества клеток, каждая из которых выполняет две задачи - поддерживает свое собственное существование, и часть самой себя отдает на поддержание всего организма как целого (специализация клетки). Комплекс однородных клеток выстраивается в ткань или даже в целый организм. Все органы пронизаны группой управляющих клеток, клеток, обеспечивающих дыхательную или питательную функцию. Каждая клетка живет определенный срок жизни, затем или гибнет, как клетки крови, или делится.
    Несмотря на все это, организм постоянно сохраняет свою форму и структуру. Этот процесс сохранения осуществляется эфирным телом.

    Эфирное тело представляет собой точную копию физического тела, оно как бы содержит постоянную форму тела. Внутри эфирного тела находится астральное, или тело эмоций и желаний.

    Ментальное тело строит план нашей деятельности в процессе всей нашей жизни, разумную структуру поведения. Внутри ментального тела находится тело причин.
    Во время сна наше астральное тело выходит из физического и начинает путешествовать в невидимом пространстве, осуществляя те желания, которые не были реализованы днем, и тем самым освобождаясь от внутреннего энергетического напряжения.

    Во сне желания (особенно желания, которые овладевают человеком перед сном) и настрой управляют человеком. При этом он видит события, но не может на них повлиять.

    Из вышесказанного ясно, что перед сном нужно избегать неприятных и минорных разговоров, выяснения отношений и печальных размышлений. Наоборот, нужно всеми доступными средствами - прогулка перед сном, расслабление (обычное расслабление с оптимистическим самовнушением в виде аутогенной тренировки), слушание красивой жизнеутверждающей музыки, воспоминания о прекрасных и счастливых мгновениях в своей жизни, короткий разговор с хорошим человеком, с которым вас связывает взаимная симпатия - настроиться на ощущение себя личностью, и личностью в принципе счастливой, достаточно сильной и молодой (несмотря ни на какой возраст).

    А когда проснулись, нужно подключить сознание к единой жизни Вселенной и попросить свою долю от всего живущего у Мирового разума. Во Вселенной все живое едино (деревья, тучи, океаны, птицы, звезды, солнце), все обладает энергией.

    Наша душа при определенном настрое (особенно утром) обладает способностью притягивать к себе часть этой живой силы и сохранять ее в течение дня. Словесная форма просьбы произвольна, главное - смысл. И во время дневной жизни нужно повторять эту просьбу в течение 1-2 минут, как бы вы ни были заняты. Получаемые силы идут не только на тонизацию и омоложение организма, но и дают возможность нашему «Я» проникать во сне как можно глубже в астральный мир. Чем дальше «Я» проникает в астральный мир, тем более утонченные эмоции «Я» приносит с собой, облагораживая тело и душу (если, естественно, перед сном был положительный настрой).

    Если вы не можете сразу уснуть:

    Сделайте 5-7 полных йоговских дыханий (предварительно убрав подушку, чтобы туловище и голова были на одной прямой линии);
    представляйте, что на вдохе прана через органы дыхания проходит в солнечное сплетение (в Ма-нипура-чакру) и накапливается там;
    вместе с выдохом расслабляется каждая клеточка тела и одновременно из солнечного сплетения прана направляется в каждую клеточку, для того чтобы укрепить ее жизнеспособность и способствовать очищению ее от токсинов;
    затем расслабьте все тело и мозг (освободитесь от мыслей); это можно сделать с помощью Шав-асаны.
    Терапевтический эффект:
    повышает жизненный тонус;
    укрепляет нервную систему;
    пробуждает защитные силы организма.

    Мироощущение детства

    Многие люди, совершив неприятные для себя и окружающих поступки или допустив какие-то серьезные просчеты в той или иной сфере жизни, долгое время потом вспоминают и переживают все нюансы этих поступков, просчетов, ошибок.

    И несмотря на то, что все это было в прошлом, это омрачает настоящую жизнь, мрачные мысли мешают жить, снижают уровень положительности мышления в настоящем. Конечно, как говорят, на ошибках учатся, и анализ своих ошибок нужно сделать, но это нужно делать только один раз, а затем постараться забыть вес неприятное в вашей жизни и радоваться жизии, самому процессу жизни, как умеют это делать дети. Скажите себе:
    «Достаточно и того, что неприятное постоянно о себе напоминает в окружающей среде. Зачем же я буду лелеять и взращивать неприятное в самом себе? Долей все неприятное в прошлом и настоящем, я радуюсь жизни, самому процессу жизни».
    Иногда человек, жалуясь на множество забот в своей жизни, на многие неприятные стороны своей жизни, восклицает: «О* если бы я мог снова стать ребенком!». Это мечта многих людей. Им хочется не столько освободиться от своих многочисленных забот, сколько почувствовать радость жизни, ибо повседневные заботы разучили людей радоваться жизни и чувствовать себя счастливыми.
    Взрослому человеку вернуться к прекрасным мироощущениям детства, снова научиться радоваться жизни помогает специальная медитация, которую можно назвать «Радость жизни».
    Медитация «Радость жизни» выполняется следующим образом.
    Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища.
    Выполнение:
    Представим солнечное яркое синее небо. Конец мая, только что прошел дождь. Воздух прозрачен и свеж.
    Мы счастливо смотрим на прекрасное небо, на ветви деревьев с молодыми листочками. На цветках еще висят капли от дождя. Дотрагиваемся губами до этих капель и ощущаем их вкус. Как хочется раскинуть руки, запрокинуть голову, и, оттолкнувшись от земли, со смехом радости и счастья взлететь над мокрым лугом.
    Взлетаем! И купаемся в ласковом свете солнца. Приземляемся. Встаем прямо. Над нами сгущающийся солнечный свет, облако искрящейся золотой солнечной энергии, очень тонкой, нежной, любящей. Пусть она сгустится еще больше над головой.
    Раскроемся перед ней! Возжелаем всем своим существом слиться с нею, предоставим ей заполнить наше тело. Чувствуем, как она вливается сверху в голову.
    Терапевтический эффект:
    тонизирует защитные силы организма;
    укрепляет нервную систему;
    повышает жизненный тонус.

    Создание положительных свойств характера

    Мысли человека, его чувства и действия взаимообразно связаны между собой: физическое действие сопровождается определенными эмоциями и мыслями и, наоборот, мысли и эмоции вызывают определенные действия или соответствующее положение тела и выражение лица.

    Независимый вид, расправленные плечи ведут к подъему духа и бодрости, угнетенный вид и опущенные плечи - к угнетенному состоянию. Для исправления характера нужно не только делать специальные упражнения - медитировать, но и в качестве предварительных мер перед началом медитирования привести в гармонию мысли, эмоции и действия, направив их к определенной цели.
    Допустим, вы имеете слабую силу воли и робки. Первым вашим шагом будет направление действий, чувств и мыслей к одной цели.
    Действие:
    поднимите голову,
    расправьте плечи,
    говорите громко, ясно, не торопясь,
    смотрите в глаза собеседнику. Чувства:
    старайтесь чувствовать себя сильным и решительным.
    Мысли:
    вообразите себя человеком решительными, энергичным, самоуверенным.
    Уверенные жесты вызовут соответствующие эмоции, которые, в свою очередь, окажут влияние на ход мыслей. В свою очередь, содержание мыслей усилят эмоции, которые повлияют на действия, поступки, изменят внешний вид.
    Таким образом, каждый элемент цепочки действия решителен и уверен в себе.
    К работе мысли присоединяем воздействие эмоций и действия, учитывая взаимосвязь цепочки мысли - эмоции - действия:
    одновременно с произнесением фраз мысленно представляем желаемое (представляем себе, что уже обладаем желаемым качеством);
    затем в процессе произнесения фраз придаем мысленному образу эмоциональную окраску (стараемся вызвать у себя такое чувство, какое испытывает человек, обладающий соответствующим качеством).
    Терапевтический эффект:
    повышает жизненный тонус;

    Избавление от привычки негативно мыслить и воспитание оптимизма

    Будьте оптимистом и не допускайте мрачных мыслей, помня о том, что, каковы наши мысли, таково и наше положение в этом мире. Мрачные негативные мысли притягивают к нам людей с такими же мыслями и притягивают соответствующие обстоятельства.
    Люди, имеющие привычку мрачно мыслить, ссылаются на беспокойство по поводу сзоей безопасности и безопасности своих близких, по поводу своего материального положения.
    По поводу своей безопасности нужно сказать себе следующее:
    «Я доверяюсь своему высшему «Я», оно не только ведет меня по пути духовного роста, но и обеспечивает мне полную безопасность в этой жизни».
    И в самом деле, когда человек любит себя и, находясь в состоянии внутренней свободы, открывается радости, покою, исцелению, жизненные обстоятельства складываются таким образом, что описанные ситуации исключаются.
    Если вы боитесь остаться без работы или без жилища, напомните себе, что любые негативные для вас обстоятельства порождаются вашими негативными внутренними убеждениями.
    В ваших силах заменить негативные убеждения на позитивные, и в этом случае обстоятельства будут складываться таким образом, что вы не останетесь без работы и без жилища.
    Если вас волнует проблема вашего материального обеспечения, нужно сказать себе, что и эта проблема разрешима. Нужно позволить себе допустить достаток в свою жизнь, используя положительные утверждения типа:
    «С каждым днем мой доход все увеличивается и увеличивается».
    Чтобы избавиться от привычки негативно мыслить, выберите любой образ, приятный вам, которым вы сможете в любой момент замещать отрицательные мысли. Это может быть прекрасный пейзаж, букет цветов, вид на прекрасное озеро и т. д.
    Когда появится мрачная, отрицательная мысль, скажите себе:
    «Об этом я больше не буду думать. Мне приятнее думать о букете цветов, о прекрасном пейзаже» - и позвольте возникнуть указанному образу перед вашим внутренним взором.
    Не беспокойтесь по поводу наступления старости. И в старости человек будет себя чувствовать превосходно, если он уберет негативные установки (и в частности, негативные установки по поводу того, что старость обязательно сопровождается слабостью, немощью, болезнями) и заменит их на положительные утверждения, будет любить себя.
    Не бойтесь смерти:
    во-первых, смерть не обязательно должна проходить в каком-то мучительном состоянии в соответствии с положительным мировосприятием человека (положительным отношением к себе и другим людям);
    во-вторых, наше существование не заканчивается этой жизнью на Земле, и при следующей реинкарнации мы снова появимся на этой планете.
    укрепляет нервную систему; мобилизует защитные силы организма.

    Терпевтический эффект:
    повышает жизненный тонус;
    тонизирует защитные силы;
    укрепляет нервную систему.

    Проявление доброты, мягкости и терпимости по отношению к себе

    Доброта, мягкость и терпимость по отношению к себе особенно необходимы в тот период вашей жизни, когда вы осваиваете новые методы или системы оздоровления, включающие в себя такой фактор, как изменение себя.

    А изменяться человеку не так уж просто. Большинство людей считают, что изменяться - это просто, имея в виду других, но сами, приступая к изменению себя с помощью какой-либо системы оздоровления, часто оказываются в течение некоторого времени в состоянии, которое можно назвать переходным, когда человек колеблется, мечется между старым и новым.
    Иногда в этот период от человека можно услышать оправдание своего метания от того, что было, к тому, что должно быть:
    «Я все думаю, а принесла ли эта система мне пользу. Ведь она уже существует давно, и что-то я не вижу, чтобы ею занимались многие люди».
    Ему, скорее всего, понятно, если система существует давно, то это вовсе не значит, что ею должны заниматься многие (человек должен быть готов к этой системе, должен дорасти до осознания того, что эта система ему необходима).

    Просто он пытается найти уловку, чтобы немного растянуть переходный период (самое главное, чтобы это растягивание не было длительным).
    И это вполне нормальный и естественный процесс, характерный для освоения чего-то нового или изменения себя. Поэтому не ругайте себя, проявите к себе доброту и мягкость в этот переходный период - все равно, если у вас есть желание измениться, после непродолжительного переходного периода вы начнете меняться.

    Проявляйте не только терпимость к себе, но и определенное терпение, необходимое при использовании средств работы над собой.
    Если рассматривать с этой точки зрения положительные утверждения, то нужно указать, во-первых, что положительные утверждения не дадут эффекта, если они будут произнесены 2-3 раза. Этого недостаточно, ибо любое изменение требует длительного и часто непрерывного (имеется в виду периодичного с тем или иным интервалом времени) действия определенного метода. Положительные утверждения нужно произносить в течение длительного времени.
    Во-вторых, важно и то, что вы делаете в промежутках между повторениями положительных утверждений, а в этих промежутках нужно поддерживать определенную позитивную внутреннюю атмосферу - нужно хвалить себя за малейшие достижения в процессе изменения.
    Терапевтический эффект:
    тонизирует защитные силы;
    оздоравливает нервную систему;
    повышает жизненный тонус.

    Музыка

    Выберите мелодичную красивую музыку. Включите магнитофон. Лягте на пол, расслабьтесь.
    Дышите ритмическим дыханием (полный йогов-ский вдох и полный йоговский выдох одинаковой продолжительности, допустим, по 8 ударов пульса, а продолжительность задержек дыхания после вдоха и выдоха вдвое меньше, чем
    продолжительность вдоха и выдоха, то есть по 4 удара пульса). Лучше всего принять такое же положение тела, как в Шавасане и расслабиться так же, как в Шавасане. Не пытайтесь понимать музыку, воспринимайте ее всем вашим телом и душой, принимайте ее полностью, безоговорочно, позвольте ей свободно проникать внутрь вас; старайтесь поддаться ей и слиться с ней, постепенно растворив себя в ее звучании. Терапевтический эффект:
    поднимает жизненный тонус;
    укрепляет нервную систему.

    Общение с природой

    Проводите как можно больше времени на природе. Самое лучшее, если это будет ежедневно, хотя бы несколько минут (в лесу, в парке или хотя бы в сквере). При этом попробуйте раскрыть у себя восприимчивость к окружающей жизни, стараясь понять внутренне, почему и как раскрываются цветы, поют птицы, летают и ползают насекомые, качаются деревья, принимая во всем этом, так сказать, участие путем углубления и сосредоточения мысли. Такое спокойное время на свежем воздухе не только улучшит ваш физический внешний вид, но будет постепенно развивать в вас внутреннюю силу, спокойствие, уравновешенность.

    Когда вы освоите это медитационное упражнение (для этого нужно немного - 3-4 выхода на природу), вы будете готовы к освоению следующего упражнения, замечательного упражнения, которое значительно осветит и обогатит вашу жизнь. Назовем это упражнение «Любовь к стихиям». Оно научит вас любить, получать удовольствие, чувствовать в полной мере каждое настроение стихий - быть восприимчивым к ним и осведомленным о них; а это значит, увеличит радость жизни в этом мире.

    Методика та же, что и в первом упражнении, то есть, выбрав одну из стихий (допустим, дождь), обратим все внимание только на эту стихию. Думайте только о дожде, думайте о том, почему он возник и зачем нужен, а затем думайте о том, что если природе он нужен, то и вам он нужен. Этот дождь, какой бы он ни был (теплый или холодный), приятен вам и вызывает у вас прилив сил. Это упражнение увеличивает нашу энергию и обогащает душу (факт, признаваемый многими талантливыми артистами, которые инстинктивно обращались к стихиям, даже к буре, чтобы обновить и пополнить свои душевные силы).

    Терапевтический эффект:
    укрепляет нервную систему,
    оздоравливает сердечно-сосудистую систему.

    Красивая внешность

    Хорошая внешность (хорошее состояние волос и кожи лица, а также красивая одежда) и положительное мышление для большинства людей на Земле взаимосвязаны между собой. Хорошее настроение и положительные мысли сказываются на улучшении состояния волос и кожи тела, стимулируют желание нравиться людям и одеваться красиво. И наоборот, красивая одежда и хорошее состояние внешности тела поднимают настроение, часто делают его праздничным, поднимают уровень положительности мышления. Вот почему так важно при любых условиях и при любых обстоятельствах жизни не опускаться, а стараться все время хорошо одеваться и поддерживать хорошее состояние волос и кожи лица. Это и задерживает старение, и действует через поддержание положительности мышления омолаживающе (помимо того, что красивая одежда и средства для поддержания хорошего состояния волос и кожи лица непосредственно, визуально, так сказать, омолаживают человека).

    Сначала об одежде. Бее испытывают ощущение морального и духовного подъема, облачаясь в модную и красивую одежду,- прекрасная привычка, и ее нужно все время поддерживать (если, конечно, для этого есть условия). У человека в красивой одежде меняется осанка (позвоночник стремится выпрямиться) и походка. Появляется не только легкость движений, но и уверенность в себе.

    Старую одежду желательно не носить. Одежда поглощает элементы нашей мысленной эманации и со временем пропитывается ими. Кто носит старую одежду, входит в атмосферу эманации, поглощенной когда-то этой одеждой, и ощущает отголоски старых настроений и огорчений, забот и неприятностей. Новая одежда освобождает нашу психику и сообщает ей легкость. Она является как бы свежей оболочкой нашего тела, еще не пропитанной мысленной эманацией многих дней. Не следует сохранять даже одежду, которую вы носили в счастливое для вас время. Носить из экономии старую одежду - значит надевать на себя старые отжившие части прошлого и непроизводительно тратить свои силы. Даже змеи из «экономии» не вползают в старую кожу. Природа не признает старой одежды, не скупится на перья, меха, краски.

    Интуиция заставляет людей надевать определенную одежду в определенных случаях, оставляя дома будничные мысли с будничной одеждой. Каждая профессия должна бы иметь свое особое изящное платье, надевая которое люди приходили бы в настроение, соответствующее данному занятию без лишнего расхода сил. Во всех религиях священник облачается в особое священническое одеяние, предназначенное для определенной службы, и не надевает его в другое время для предохранения его «ауры» от низких мыслей. Если бы священник постоянно носил его, то в священное одеяние проникли бы все дурные настроения и неприятности его будничной жизни.

    Большинство людей не первой молодости пренебрегают туалетом, одеваясь в темную и немодную одежду. Это начало умирания. Эти люди морально сдаются и стремительно входят в старость.

    Все испытывают ощущение морального и духовного подъема, облачаясь в модную и красивую одежду. Привычка носить модную и красивую одежду замечательна (если есть, конечно, для этого условия), так как она воздействует не только морально и духовно, но и делает человека красивым, осанка и походка становятся соответственно одежде красивыми и уверенными.

    Древние наставления йоги по уходу за кожей включают следующую процедуру:
    «Разрежьте лимон на две половины и, сидя в удобной позе с перекрещенными ногами, натирайте ими локти, и так грубость кожи ликвидируется. Смойте и
    натрите их растительным маслом. Сделайте то же самое с коленями и шеей. Расплющите половину лимона и натирайте кожу под подбородком движениями вверх и вниз. Затем тело натрите растительным маслом».
    Растирание растительным маслом (можно назвать эту процедуру «промывание», ибо растительное масло хорошо очищает кожу; недаром растительное масло снимает даже краску с кожи) лучше всего делать после теплой ванны или душа, когда откроются поры кожи. Масло втирается обильно (нагретое, но не до горячего состояния) и втирание заканчивается при полном расслаблении. Можно использовать любое растительное масло, но лучше всего оливковое.
    Периодически нужно делать маски (1 раз в 2-3 недели). Маски не являются изобретением современной косметики. Еще много тысяч лет назад египтянки и гречанки накладывали на свое лицо различные маски, чтобы сохранить кожу молодой и свежей. Действие маски заключается в том, что она вызывает усиленный прилив крови к кожным тканям, после чего они становятся эластичными, мышцы упругими, поры начинают усиленно выделять продукты кожных желез, кожа становится свежей и молодой.

    Лучшего эффекта можно достигнуть, накладывая маску вечером перед сном. На ночь ее оставлять не следует, по истечении некоторого времени маску нужно смыть. Прежде чем наложить маску, тщательно очистите кожу от пыли и пота лучше всего с помощью компрессов попеременно из горячей и холодной воды. Кожу с повышенной чувствительностью следует перед этим намазать жирным кремом. Наложите маску на лицо, лягте удобнее и расслабьтесь. Это необходимо даже в том случае, если у вас очень мало времени. Не будет никакого эффекта, если вы, наложив маску, будете ходить по квартире и заниматься хозяйством. Пользоваться определенной маской следует до тех пор, пока она будет оказывать хорошее действие. Вообще, рекомендуется время от времени менять состав масок. Вот несколько рецептов масок, которые следует применять.
    Маска из одной большой картофелины, сваренной в небольшом количестве молока, мгновенно снимает следы усталости на лице и разглаживает морщины. Когда получившаяся жидкая каши ца остынет, ее надо нанести на лицо.
    Огуречная маска оздоравливает кожу, разглажи вает ее, сужает расширившиеся поры, белит; ре комендуется для кожи увядающей и уставшей. Натрите на терке сочный огурец, кашицу положите на лоскут марли и прикройте им лицо.
    Морковная маска особенно эффективна при бледной увядающей коже, а также при жирной коже, покрытой угрями. Большую сочную морковь натрите на терке, положите на марлю кашицу, нанесите на лицо.

    Положительный настрой и положительное мышление через процесс работы
    От стиля работы, от отношения к работе и от внутреннего состояния во время работы зависит состояние организма; ибо работа, выполняемая без интереса, без любви, вызывает у человека физическую и психическую усталость и неудовлетворенность.

    Любую работу можно сделать интересной. Во-первых, можно использовать элементы ролевого тренинга: играть какую-то роль при выполнении работы. Представить себя изобретателем, воплощающим в работе свое изобретение, или представить, что выполняется
    заказ для любимого человека, и т. д.
    Во-вторых, можно использовать в работе метод медитации.

    Методика выполнения работы как медитации следующая:
    в течение 3-5 минут делайте полное йоговское дыхание. Представьте, что с выдохом вы выбрасываете все свои мрачные мысли и о жизни, и о работе;
    вы почувствуете облегчение - и приступайте к работе;
    отбросив все остальные мысли, обратите свое внимание на удовольствие, которое может дать и дает работа. И постепенно это удовольствие будет расти и в конце концов станет привычкой.

    Терапевтический эффект:
    поднимает жизненный тонус;
    укрепляет нервную систему.

    Замена отрицательных мыслей на положительные

    Прежде всего нужно научиться управлять желаниями своего тела. Не позволяйте отрицательным желаниям вашего тела влиять на ваш ум и смущать его. Если вы действительно считаете, что желание вашего тела (похотливость, желание поесть, лень и другое) отрицательно на данный момент и удовлетворение этого желания принесет вам вред, отбросьте это желание. Тело глупо и в то же время податливо к руководству со стороны мозга. Так позвольте вашему разуму диктовать свои решения телу, иначе произойдет обратное: ваше тело будет управлять разумом - и тогда ваша жизнь будет составлена из болезней и рабства.Когда вы научитесь управлять желаниями вашего тела, вам легче будет перейти к управлению вашими мыслями, а именно к замене отрицательных мыслей на положительные. Как только вам в голову придут отрицательные мысли (пожелания зла кому-либо, мысли, связанные с беспокойством, страхом, завистью и др.), немедленно замените их положительными, противоположного характера.

    Нужно твердо усвоить и помнить, что отрицательные мысли - это разрушительные мысли, калечащие и отравляющие разум и душу, приводящие к внутренней моральной пустоте и неудачам в жизни. Причем отрицательные мысли, связанные с длительным беспокойством, медленно, но неуклонно приводят к «интоксикации» организма, а отрицательные мысли, связанные со страхом и гневом, приводят к интоксикации быстро. И в том и в другом случае с соответствующей скоростью человек получает расстройство здоровья, болезни.

    Через некоторое время, когда вы уже приобретете стабильный навык замены отрицательных мыслей на положительные, отрицательные мысли будут возникать меньше и меньше, а положительные - все чаще и чаще. Очень помогает этому процессу положительный ежедневный настрой, который сам по себе очень важен: положительно тонизирует психику, дает хорошее настроение. Каждое утро, как только вы проснулись, внушайте себе, что вы счастливы, уверены в себе, удачли вы, а мир вокруг прекрасен; люди, окружающие вас, хороши и полны достоинств. Вы готовы простить их недостатки и готовы любить их.

    Терапевтический эффект:
    оздоравливает все системы организма.

    Внутренняя улыбка

    Утром нужно выбрать время для положительного настроя на весь день. Перед утренним комплексом упражнений нужно войти в состояние внутренней улыбки.

    Это делается следующим образом:
    сядьте удобно, расслабьте нижнюю челюсть и слегка откройте рот;
    начните дышать, но не глубоко. Пусть дышит тело, тогда дыхание будет становиться поверхностным. Когда почувствуете, что дыхание стало поверхностным, ваше тело обретает глубокую расслабленность;
    в этот момент попробуйте ощутить улыбку, но не на лице, а внутри. Это не та улыбка, которая играет на губах, а улыбка внутренняя, улыбка, пронизывающая вас изнутри.

    Попробуйте и убедитесь в этом сами, потому что это объяснить невозможно. Как будто улыбаетесь вы не ртом, а животом, улыбка будет мягкой, едва уловимой, подобно цветку розы, распустившемуся у вас в животе и источающему свой аромат по всему телу.

    Испытав такую улыбку, вы сможете оставаться счастливым в течение всего дня.
    В течение дня, почувствовав, что приятное ощущение улыбки и вместе с ней хорошее настроение уходят, постарайтесь уловить эту внутреннюю улыбку вновь.
    Перед тем как выйти из дома на работу, нужно настроить себя на спокойную размеренную деятельность в течение дня. При этом еще раз вспомнить основные правила поведения при выполнении любой работы:
    не спешить - спешка пагубно действует и на результаты работы, и на психику;
    последовательно делать одно дело за другим. Терапевтический эффект:
    улучшает настроение;
    укрепляет нервную систему.

    Тонизирующие мысли и улыбка

    Каждый день с самого утра наш мозг должен получать импульсы в форме мыслей, способных в течение дня влиять на внутренний настрой, на тонус мысле-творческой активности. Ведь от настроя во многом зависит характер протекания всех наших нервно-психических процессов и, что очень важно, оптимальный уровень наших эмоциональных реакций на различные раздражители. От господствующего в нашем сознании мысле-эмоционального настроя во многом зависит и характер нашего поведения в семье, в коллективе, в социальной среде.

    Нужно иметь определенный набор тонизирующих мыслей. У разных людей набор слов может быть разным, но смысл должен быть один:
    оптимизм,
    счастье,
    вера в свои силы.
    Например, может быть использован такой набор тонизирующих мыслей:
    «Я счастлив. Любые трудности я встречаю с улыбкой. В течение дня я буду бодр и энергичен».

    Время положительного тонизирующего настроя - первые минуты после пробуждения ото сна.

    В качестве положительного настроя используется улыбка. Если лицо неулыбчивое и неулыбчивость стала привычкой, следует отрабатывать улыбку каждое утро перед зеркалом, создавая доброжелательное выражение лица, ибо доброжелательное выражение лица возбуждает центры положительных эмоций, приводит в хорошее настроение. Человек с естественной приветливой улыбкой и сам обретает бодрость и жизнерадостность, и окружающим повышает настроение.

    Нужно обращать внимание на выражение своего лица и не допускать скучного, мрачного, недовольного выражения лица, так как такое выражение не так уж безобидно: люди с недовольным лицом похожи на сито - все явления жизни просеиваются через их сознание, хорошее проскакивает, не задерживаясь, а плохое остается и фиксируется, продолжая формировать неуживчивый характер.
    В повседневной жизни улыбка, как правило, вызывает улыбку и соответствующий настрой у окружающих, создает атмосферу для приятельского или делового общения. Лучезарная улыбка помогает доброжелательно
    относиться к людям, с которыми общаешься, и избегать критических ситуаций, способных испортить настроение.

    Улыбка является пусковым механизмом к чувству радости, к радостному мироощущению, а радость, в свою очередь, является фоном, настраивающим психику на жизнеутверждающий лад. Радостно настроенный человек преображается. Его сердце звучит веселее, глаза излучают доброту, движения становятся более выразительными, а полет мыслей - более устремленным. У такого человека обостряется восприятие искусства и красоты природы, улучшаются отношения с окружающими, становится более плодотворной творческая деятельность.

    Лучшие статьи по теме