Осознанность. Саморазвитие. Личность. Отношения. Творчество
  • Главная
  • Религии
  • Как определить свой психотип? Психотипы людей: классификация и принципы определения. Классификация и принципы определения психотипа личности Какие психотипы людей существуют

Как определить свой психотип? Психотипы людей: классификация и принципы определения. Классификация и принципы определения психотипа личности Какие психотипы людей существуют

Нам еще с детства, а между тем это бесполезная трата времени. Нужно лишь знать, что существуют психотипы человека, затем определить свой и смириться с ним. Это уже не исправить. Зная психотип вашего собеседника, вы легко сможете подстроиться под его манеру общения и принять его таким, какой он есть.

Какими они бывают

Итак, психотипы человека бывают четырех видов. Они знакомы многим: холерик, флегматик, сангвиник и закладывается с рождения и с возрастом практически не поддается переменам. Человек может понять себя и принять окружающую действительность, но темперамент от этого не изменится. Холерик может научиться прятать эмоции, но холериком быть не перестанет. Сейчас попробуйте узнать себя в следующих описаниях.

Вы холерик, если…

Вы не боитесь проявлять свои эмоции, у вас часто меняется настроение. Вы резко и быстро движетесь, громко разговариваете. Хватаетесь за новое дело, но скоро бросаете его. Быстро истощаетесь, растрачивая энергию по мелочам. Вы не терпите монотонности, вам может быстро наскучить любое дело. В первую очередь вы цените общение с людьми, хотя многие знакомые считают вас неуравновешенной личностью, однако сильной и властной.

Вы сангвиник, если…

Вы полны жизненных сил и энергии, с вами приятно общаться всем окружающим. Ваши эмоции очень яркие и сильные, но не несут негатива. Внутри у вас царит гармония и спокойствие. Вы - широкой души человек, любую неприятность переживаете легко и забываете обиды быстро. Работаете с увлечением, подолгу, стараясь все сделать за раз. Вы часто меняете род деятельности, у вас преобладает хорошее настроение. У вас много друзей, говорите вы быстро и громко, в этом очень похожи на холериков.

Вы меланхолик, если…

Вы печальны и расточаете грусть вокруг себя. Вы очень ранимы, даже легким пустяком. Все может обидеть вас до глубины души. Вы худощавого телосложения, постоянно суетитесь, нервничаете, не умеете контролировать собственные эмоции. Вы очень впечатлительны, верите всем вокруг, при этом очень боитесь разочароваться в людях и постоянно разочаровываетесь. Вы верите в гороскопы, предсказания, часто посещаете врачей по поводу и без. С трудом принимаете решения, предпочитая выполнять приказы начальника.

Вы флегматик, если…

Вы неторопливы, не проявляете эмоции. Ваша речь монотонна и однородна, с вами трудно общаться, вы закрыты и сдержаны. Вы долго копите негатив, чтобы в один момент выплеснуть его на кого-либо. Друзья говорят о вас, что вы - основательный человек. В ваших поступках чувствуется уверенность и решимость. Хотя решения даются с трудом, но они окончательны, и пути назад нет. Все новое вызывает состояние дискомфорта, вы избегаете неловких ситуаций и новых знакомств.

Пятый тип

Разумеется, психотипы человека смешиваются в каждом из нас в разных пропорциях. Кто-то больше флегматик с примесью сангвиника, другой - холерик-меланхолик. Мало кто идеально подойдет лишь под одно описание. 4 психотипа человека перемешиваются, и закладывается такой темперамент уже при рождении. Так что можно с уверенностью сказать, что у всех нас - пятый тип, смешанный.

Как определить психотип человека

Есть много тестов, чтобы понять, кто вы на самом деле. Вот самый простой из них. Перед вами 5 фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и зигзаг. Выбирайте ту, что вам подходит больше всего. Так, люди-квадраты - хорошие исполнители, треугольники - лидеры, круги - хорошие друзья, зигзаги - креативные личности, а прямоугольники - сомневающиеся натуры. Психотипы человека - сложный раздел психологии, включающий в себя множество аспектов, но разбираться в себе можно и всю жизнь, это не перестанет быть интересным и познавательным.

Каждый человек уникален от рождения, плюс ко всем врожденным психо-физиологическим свойствам людей: от генетически заложенных характеристик высшей нервной деятельности, телосложения и межполушарной асимметрии и до врожденного интеллекта , задатков и умственных способностей…, есть еще и индивидуальные эмоционально-психологические и когнитивно-поведенческие характеристики личности, заложенные в процессе воспитания и социализации, которые и образуют психотипы личности человека (психологические типы людей, мужчины или женщины ).

Чтобы определить психологические типы используют различные методы психодиагностики и тестирования личности, от сложных многофакторных личностных опросников, например тест СМИЛ или тест Кеттелла и до тестирования темперамента и акцентуации характера , а также, чтобы лучше определить психотип человека , используют индивидуальную психоаналитическую беседу.

Как определить психотип личности (психологический тип человека)

Еще со времен Гиппократа людей начали делить на психотипы личности: Сангвиник, Холерик, Меланхолик и Флегматик — они же темпераменты.
Павлов разделил людей по психологическим типам высшей нервной деятельности , что тоже, по сути, относится к темпераменту человека .

Схожая теория психотипов человека возникла у Айзенка — его тест на темперамент и невротизм (не путать с неврозом).

Юнг разделил людей на психотипы экстраверт, амбиверт и интроверт

Леонгард определил крайние психологические типы людей по акцентуациям характера (10 психотипов)- пройдите тест с описанием…

Схожие работы по различению людей по акцентуациям были у Ганнушкина и Личко (13 психотипов «Чертова дюжина»), с акцентом на пограничные состояния личности (близки к неврозам), например неврастеник или психопатия , психастеник и др.

Кречмер обнаружил различие психологических типов людей и сходство с темпераментами по телосложению человека («Атлетик», «Пикник» и «Астеник»), которые связаны с поведением человека («Практик», «Собеседник» и «Мыслитель»).

Также, различают психотипы по межполушарной асимметрии головного мозга: правополушарный, левополушарный и амбидекстр (тест на ведущее полушарие).

Различаются люди и по тому, как они думают и воспринимают информацию, т.е. по ведущей репрезентативной, сенсорной системе , например такие психологические типы как «Аудиал», «Визуал», «Кинестетик», «Дигитал» …

Словом, если покопаться, то можно обнаружить еще множество различий людей по всевозможным психологическим типам (психотипам) в работах разных авторов, в том числе современников.

Изучать все эти психотипы человека нужно для психологов, социологов, рекламщиков и пиарщиков, маркетологов и манипуляторов. Обывателем может двигать только любопытство или настоящая информация и дезинформация о пользе знания своего и чужого психологического типа.

Для обычного человека, конечно, хорошо знать свой психотип личности, для нивелирования минусов и усиления плюсов. Также, неплохо знать психологический тип своего партнера, мужа (жены), ребенка, друга и т.д. для выстраивания гармоничных отношений сотрудничества и избегания лишних ссор и конфликтов.

Но главное для обывателя, все же, не психотип личности как таковой, а как человек проживал, проживает и будет проживать свою жизнь, имея данный психологический тип…каков его сценарий жизни …кто он по жизни: «Победитель», Банальный середняк» или «Неудачник? И главное, возможно ли что-либо изменить в себе и своей жизни?

Вот что действительно полезно для обычного человека, а не «игры» в разделение на психотипы личности… (тест на психотип личности)


Помощь психоаналитика — ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ ОНЛАЙН

Обязательно загляните в

Человек всегда стремится к самореализации и ему постоянно приходится адаптироваться к меняющимся условиям, взаимодействовать с обществом. С давних времен философы, психологи старались понять, есть ли закономерность в поведении и восприятии мира индивидуумом. Известный психиатр Зигмунд Фрейд основал теорию о структуре психики. Основываясь на ней, Карл Густав Юнг (врач из Швейцарии) изобрел концепцию про психотипы.

Психиатры изучают теории разных классификаций личностей для того, чтобы определить, почему от или иной человек совершил определенный поступок. Несмотря на то, что каждый человек индивидуален, но схожие черты в поведении просматриваются. Словами и нашими действиями руководит психологический вид, которые накладывают отпечаток на все наши действия.

Наука об учении взаимодействии человека и окружающего его мира

То, как человек умеет и взаимодействует с окружающим миром, изучает такая наука, как соционика. Всего разделяют 16 психотипов личности. Соционика в современном мире выступает как диагностика в консультировании таких врачей, как психологи и психиатры.

Согласно теории Карла Юнга психотипы имеют следующую классификацию:

  • по установкам (интроверты и экстраверты);
  • по доминирующим способам психической деятельности (рационализм и иррационализм).

Для того, чтобы получить новую классификацию и попытки определять личности, психиатр А. Аугустинавичюте решила объединить концепцию Юрга и теорию информационного метаболизма А. Кемпинского. Теория основывается на обмене информационным потоком между обществом и личностью, сравнивая их с метаболизмом человека.

Как формировались названия классификации?

Как удалось выделить разные виды психотипов людей и дать им названия? Каждая психологическая классификация получила свое определение благодаря одной доминирующей установке: экстраверсии либо интроверсии, а также двух более сильных функций - логики, этики и сенсорики. У рациональных людей преобладать будет этика либо логика, у иррациональных - интуиция либо сенсорика. Впоследствии 16 психологических типов человека дополнились другими характеристиками индивидуума, которые были более доступными для понимания простыми людьми. Зная внешние признаки и особенности поведения разных психологических типов, психиатры получили возможность быстрее определять проблемы пациентов и соответственно корректировать их поведение.

Карл Густав Юнг предложил классификацию, которая состояла из восьми основных психологических типов. Соционика предлагает подробнейшую классификацию - из 16 типов.

Психотипы личности

Что дает нам знанием разнообразных психотипов личности? Зная тип личности, вы сможете заранее предугадать его действия, сможете наладить отношения, научиться доверять им. Соционика дает нам 16 психологичестих типов человека:

  1. ИЛИ - интуитивно-логическая интроверсия. Сюда относятся индивидуумы, которые способны решать любые задачи. Они замечательные стратеги. К их недостаткам относятся равнодушие, они не умеют выражать свои эмоции. Любят комфорт, простоту. Стараются избегать конфликты.
  2. ЛИЭ - логико-интуитивная экстраверсия. Достаточно практичны. Очень целеустремленные. Коммуникабельный, обожает риск.
  3. ИЛЭ - Интуитивно-логическая экстраверсия. Они любят исследовать, изобретать что-либо. Быстро усваивают новую информацию, принципиальны, настаивают на своем.
  4. ЛСЭ - логико-сенсорная экстраверсия. Хорошие бизнесмены, последовательны. Их можно предугадать. К новинкам относятся настороженно.
  5. СЛЭ - сенсорно-логическая экстраверсия. Достаточно резкие в своих высказываниях индивидуумы, несдержанные. Практичные и ответственные.
  6. ЛСИ - логико-сенсорная интроверсия. К ним относятся спокойные рациональные, дисциплинированные. К их недостаткам относят их злопамятство.
  7. СЛИ - сенсорно- логическая интроверсия. Он обладает хорошим вкусом. Достаточно эмоциональный, консерватор.
  8. ЭСЭ - этико-сенсорная экстраверсия. Обладает талантом убеждения. Хороший коммуникатор. Оптимист. К недостаткам можно отнести неосторожность и непунктуальность.
  9. СЭЭ - сенсорно-этическая экстраверсия. Сюда относятся индивидуумы с лидерскими способностями, которые умеют и знают как управлять людьми, обладают навыками планирования. Подвержены приступам гнева.
  10. ЭИЭ - этико-интуитивная экстраверсия. Очень эмоциональные и артистичные. Любят разыгрывать на публике драмы.
  11. ИЭЭ - интуитивно-этическая экстраверсия. Имеют врожденное чувство такта, очень вспыльчивые.
  12. ЭСИ- этико-сенсорная интроверсия. Моралисты с большим запасом терпения. Надежные. К недостаткам можно отнести сверхрациональность.
  13. СЭИ - сенсорно-этическая интроверсия. К их недостаткам относят их неумение принимать решение. Обожают комфорт и спокойствие.
  14. ЭИИ - этико-интуитивная интроверсия. Мечтатели, способные сочувствовать. Моралисты.
  15. ИЭИ - интуитивно-этическая интроверсия. Не любят переносить трудности. Ленивые фантазеры. Очень чувствительные к различным ситуациям.
  16. ЛИИ - логико-интуитивная интроверсия. Они обладает хорошо развитой логикой, способен анализировать. Логически докапывается до сути разных явлений.

Определение психотипа

Каждый из нас хочет добиться поставленной цели. Для успешного достижения необходимо уметь разбираться в себе. Таким образом, наилучшим путем самопознания будет самостоятельное определение психотипа личности человека.

Возможно ли самому определить к какому психотипу ты относишься? На сегодняшний день существует достаточно большое количество тестов на психотип личности, которые помогут вам определить, к какому психологическому типу вы относитесь. Самый популярный тест - это тест, который определяет ваш тип темперамента. Он подразумевает несложные психологические вопросы, ответы на которые и помогут с определением. Очень важно помнить о том, что подобного рода тесты не дают полную картину, они направлены на то, чтобы дать общее понимание о ваших личностных качествах.

Известна следующая классификация психотипов человека К.Леонгарда, помогающая более точно определять ваши черты.

  1. Гипертимный. К данному типу относятся люди, обладающие хорошими коммуникативными способностями, разговорчивые, активные. Во время разговора они часто общаются при помощи жестов, мимики. Нередки случаи, когда они уходят от основной темы и отвлеченно рассказывают о чем-то другом. К недостаткам таких людей относят их способность начинать разнообразные конфликты, их легкомысленность. Их врагом считается одиночество.
  2. Дистимный. Достаточно аскетичные люди, не любят шумные компании, замкнутые в себе. Не были замечены в конфликтах, предпочитают находиться в стороне. Мало говорят, имеют обостренное чувство справедливости. Имеют не очень много друзей. Являются прекрасными работниками для монотонной работы. Медлительны, нерасторопны, пассивны.
  3. Циклоидный. Люди настроения, которое изменчиво у них с достаточно большой скоростью. Любят общение, милые, эмоциональные. При плохом настроении - замыкаются в себе, становятся раздражительными. При разном настроении могут наблюдаться черты разных типов - дистимного либо гиппертимного.
  4. Возбудимый. Наверное, самые угрюмые, закрытые и не любят общения люди. Конфликтные. Коллектив их недолюбливает за хамство, брань. В отношениях властные, диктуют свои правила. Редко когда им удается контролировать свои эмоции и вспышки гнева.
  5. Застревающий. Молчуны. Известны как зануды, которые обожают читать нравоучения. Данный тип людей в конфликте замечен как активная сторона, которая постоянно провоцирует. Если человек этого типа становится начальником - подчиненные всегда страдают от него. Он привык предъявлять завышенные требования не только к себе, но и к окружающим. Ревнивые, мстительны, самолюбивые, недоверчивые.
  6. Педантичный. Бюрократы. Не любят высовываться. Хорошие и надежные партнеры по бизнесу, но в остальных отношениях - зануды и формалисты.
  7. Тревожный. Не инициативные, необщительные. Зачастую идеальные для роли «козел отпущения».
  8. Эмотивный. Люди, привыкшие держать все эмоции в себе. Яркие представители психологической классификации - «эмо». Умеют сострадать другим, исполнительные.
  9. Демонстративный. Такие люди всегда находятся в центре внимания. Любят похвалу, власть. К недостаткам можно отнести их способность подставлять других людей, если это понадобится им самим. Лицемерны, хвастливы, эгоистичны.
  10. Экзальтированый. Коммуникабельны, контактны. Обожают споры, но в открытую не будут конфликтовать. Романтические натуры.
  11. Экстравертированный. Болтливы, легко попадают под чужое влияние, легкомысленны.
  12. Интровертивный. Мыслители, замкнутые в себе, не любят шумные и большие компании. Сдержанны и принципиальны. Упорно отстаивают свою точку зрения, которая чаще всего является ошибочной.

Сегодня не составит труда пройти самые простые тесты, для того, чтобы определить свой психотип личности и самостоятельно подкорректировать свое поведение.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Инструкция

Шизоидный тип людей отличает повышенная ответственность и постоянство. Они живут в мире своих иллюзий, питают несбыточные надежды изменить свою жизнь в . В общении они слегка суховаты и формальны, предпочитают держать дистанцию и неохотно о себе. Они не следят за модой – предпочитают практичную, удобную одежду. Шизоида можно узнать по угловатым движениям, монотонному и отрывистой речи. Обычно, мимика у него почти отсутствует. Круг друзей у него невелик, но они надежны.

Человек, который относится к эпилептоидному типу, отличается аккуратностью, педантичностью, пунктуальностью и трудолюбием. Этот человек консервативен, надежен и расчетлив. Одеваться люди такого склада предпочитают классически, разговор их спокоен и обстоятелен. Прагматичны, не размениваются на мелочи. Если коллекционируют что-то, то собираемая коллекция будет иметь и прикладное значение.

Гипертима отличает выносливость и энергичность. Он предприимчив и склонен совершать рискованные поступки, ему нравится одновременно выполнять множество дел и они у него получаются. Обладает выразительным голосом и живой, образной речью. Разговаривая, жестикулирует. Обычно обладает развитым чувством юмора и бывает душой любой компании, он нуждается в постоянном окружении. Имеет множество самых разнообразных увлечений, одевается модно, но неброско, обладает хорошим вкусом.

Астеник – дотошен и скрупулезен, но не любит проявлять инициативу. Он легко управляем и не склонен к амбициозности, добросовестный и аккуратный исполнитель, скромный, порядочный, усидчивый. Его увлечения, как правило, спокойные занятия – кроссворды, шахматы, чтение. Его одежда скромна и неброска. Обладает тихим голосом, нечеткой дикцией.

Лучшие статьи по теме