Осознанность. Саморазвитие. Личность. Отношения. Творчество
  • Главная
  • Обычаи
  • Маниакальная жадность. Патологическая скупость как болезнь

Маниакальная жадность. Патологическая скупость как болезнь

Когда молекулярный биолог, Джон Медина, предпринял попытку научного анализа жадности, наткнулся на серьезные препятствия. Никто и никогда не обнаруживал человеческого гена жадности, и, кроме того, никто не предложил еще „стандартного, единого, широко утвержденного определения этого понятия”.

Жадность не только качество личности, но и социально-культурный феномен. Жадность может быть к чему угодно: к еде, деньгам, ценностям, власти. Это патологическое стремление к накоплению, это неудовлетворенность тем, что есть, это желание иметь больше. Это тщетная попытка заполнить духовную и эмоциональную пустоту.

Причины возникновения жадности

Жадность часто возникает из-за раннего негативного опыта, например недостатка родительской любви, чувства лишения или наоборот, чрезмерной опеки. В дальнейшем чувства тревоги и уязвимости, часто в сочетании с низкой самооценкой, способствуют тому, что человек ищет механизмы замещения удовлетворения своих потребностей, к зацикливанию на объекте своей жадности. Накопление, экономия, собирательство и т. д. становится образом жизни, заполняет время и переживается как что-то очень необходимое, потому что человек не имеет других важных целей.

Неразлучным спутником жадности является страх, стресс, депрессия. Жадность не только ухудшает психосоматическое состояние человека, но вызывает конфликты, разрыв межличностных отношений, ревность, зависть, финансовые проблемы, а также дезадаптационные формы поведения, такие как азартные игры, обман, воровство. Наконец, жадный человек никогда не бывает, счастлив, ему всегда чего-то не хватает. Несмотря на приобретения желаемых благ человек, не достигает ожидаемого удовлетворения.

Психолог Абрахам Маслоу предположил, что здоровые люди имеют ряд потребностей, и эти потребности располагаются в виде иерархической структуры. Его «иерархия потребностей» представлена в виде пятиуровневой пирамиды, с базовыми потребностями внизу и более высокими потребностями вверху.

Проблема жадности заключается в том, что она останавливает человека на нижних уровнях пирамиды, и тем самым мешает подняться на уровень роста и самореализации.

Жадность-это не просто эгоизм. Нет ничего принципиально плохого в удовлетворении собственных потребностей и желаний, но жадность – это состояние чрезмерного эгоизма. Она является более многогранной и многослойной.

Что делать?

Однако жадность не смертельная болезнь, ей можно противостоять. Осознание того, что жадность не облегчает жизнь, первый шаг к «выздоровлению». Важным аспектом также является самосознание, самоанализ собственного «Я». Это необходимость для личностного развития, повышение своей самооценки в областях, не касающихся владения и накопления богатства.

Психическое заболевание жадность

Особенности психики старого человека

В старческом возрасте психическое состояние и умственные способности человека могут быть отягощены множеством соматических заболеваний, например анемией, сахарным диабетом, сердечной недостаточностью. Престарелые люди утрачивают чувствительность к боли, плохо дифференцируют свои ощущения, поэтому внезапное и необъяснимое заметное изменение поведения престарелого человека может оказаться первым сигналом развития какой-либо внутренней патологии. На особенности психики влияют и изменения условий существования большинства старых людей, а также привычек, приобретенных ими на протяжении жизни. В старческом возрасте люди часто остаются в одиночестве и не могут или не хотят найти свое место в мире.

Вместе с тем, психические расстройства и снижение интеллекта в старческом возрасте не всегда являются постоянным и только прогрессирующим явлением. Это могут быть ночные эпизоды дезориентации и беспокойства (сумеречное состояние), ухудшение состояния психики и памяти, связанное с утяжелением соматических заболеваний или не совсем правильным лечением, снижением индивидуальной переносимости лекарств и т. д.

Ухудшение ориентации может и не быть связано с психической функцией, а обусловлено нарушением восприятия цвета, снижением слуха и остроты зрения.

Для старого человека, не имеющего психических отклонений, по мере увеличения возраста характерными являются:

    снижение памяти, преимущественно кратковременной — вечный поиск очков, носков и других предметов, пропущенный прием лекарств, невозможность запомнить только что услышанную информацию и др.; снижение способности приходить к какому-либо решению — уменьшается число интересов, любимых развлечений, блюд, ограничивается гардероб и желание переодеваться; замедление психических процессов — ухудшение реакции на какой-либо сигнал, например, автомобильный гудок, неприятный запах, снижение памяти, заторможенность в восприятии информации, снижение способности к обучению; рассеянность, снижение эмоционального восприятия — то, что может со стороны показаться равнодушием, уходом от окружающих, усиление тревожности, необъяснимого беспокойства, снижение количества радостных эмоций; снижение восприимчивости различными органами чувств — ухудшение цветового, слухового, зрительного и вкусового восприятия; усиление характерологических черт личности, чаще всего негативного плана; у многих проявляются хулиганствующие черты, сочетание жестоких идей с сентиментальным восприятием различных сцен или фильмов, склонность к жадности, неприятие родственных отношений, обидчивость; небрежность во внешности и гигиене, отмечается уменьшение потребности в привычных ранее вещах.

В целом, основные задачи ухаживающего персонала или родственников заключаются в:

    принятии мер по сохранению информации — различные памятные записки, кармашки и цепочки для мелких вещей и т. д.; пробуждении положительных эмоций (цветы, закат солнца, пение птиц, запахи, воспоминания и т. д.); сохранении движений в любой форме (прогулки, ходьба, уборка, танцы); общении.

Депрессия — состояние угнетенного настроения, безразличия к себе, окружающему миру и событиям. Лица с депрессивным синдромом становятся безынициативными, беспомощными. Но они не просят о помощи, так как не испытывают каких-нибудь надежд на изменение своей жизни. Чаще на состояние депрессии обращают внимание родственники. Следы глубокой печали при внешнем безразличии к собственным проблемам и жизни окружающих людей, внешняя неподвижность мысли в сочетании с длительным нахождением в одной и той же позе являются довольно выраженными признаками заболевания. Эти больные склонны обвинять себя во всех несчастьях, происшедших в их жизни, ощущать свою ненужность на земле. Так как в состоянии депрессии больных могут посещать суицидальные мысли, необходимо ограничить возможность контактов пациентов с острыми предметами, лекарственными средствами, снять задвижки в комнатах, в том числе в ванной.

Несмотря на внешнюю отрешенность, такие больные все же подвержены стимулирующему влиянию окружающей среды, и это необходимо использовать при уходе за ними. Однако делать это нужно тонко и не проявлять излишней эмоциональности, возбужденности, неумеренных чувств. Нельзя вовлекать больного в ситуации, требующие сильных ощущений. Нужно просто быть рядом, говорить спокойным голосом, использовать улыбку, смотреть в глаза, избегать резких движений и быть при этом достаточно настойчивым в достижении цели (накормить больного, повести на прогулку и т. д.), не обременять необходимостью принятия решений, ограничить обучение чему-либо.

Деменция — старческое слабоумие, развивается исподволь, медленно и в ряде случаев становится непосредственной причиной смерти больных.

Именно прогрессирующий характер деменции определяет существенные трудности реабилитации таких больных. Сложность реабилитации на поздних этапах связана с полным отсутствием способности больных к обучению, восприятию какой-либо информации при том, что такие больные длительное время обладают излишней речевой активностью, надоедливы в общении и излишне, неадекватно обстановке, эмоциональны.

Дальнейшее развитие заболевания приводит с годами ко все большей потере памяти, интеллекта, затем речевым расстройствам и другим грубым нарушениям психики. Появляется неадекватность поведения, бестолковость. Так, больной по несколько раз в день может ходить за одними и теми же покупками, набирать по несколько батонов хлеба — «на всякий случай», проверять по несколько раз, взял ли он с собой ключи и при этом не запирать дверь, «потому что у меня нечего воровать» и т. д.

В дальнейшем утрачивается долговременная память — больные не помнят своего адреса, не могут сориентироваться на местности и во времени, дают о себе и родственниках противоречивые сведения. Затем возникает полная дезорганизованность в действиях, невозможность выполнять простейшие действия в доме, нарушения гигиены и физиологических отправлений. Движения становятся бесцельными, суетливыми и хаотичными; речь состоит из бессвязных, бесконечно повторяемых фраз, бессмысленных слов или их обрывков. Многие больные испытывают тягу к огню, но возникновение пожара вызывает у них не только испуг, но и паралич действий, что может послужить причиной их смерти.

На каком-то этапе еще возможно направить действия больного по подсказке (последовательность умывания, уборки постели, одевания, приема пищи). Трудность ухода состоит в постоянном наблюдении за больным, ограничении и устранении опасных для его жизни ситуаций, недопустимости острых психотических состояний (приступы злобы и агрессии) путем коррекции поведения окружающих лиц. Отвлечение — один из приемов предупреждения приступов агрессии больного.

В дальнейшем меняются также физические способности — походка и другие движения становятся несовершенными и незаконченными. Так, человек перестает наступать на ступню и передвигается способом, близким к ходьбе «на цыпочках», на стул садится боком и не полностью, движения становятся бессмысленными и повторяемыми. Но со временем набор и этих движений становится все более скудным, больные утрачивают подвижность, сидя часами в одной и той же позе, часто очень неудобной. Развиваются контрактуры мышц от бездействия. Терминальное состояние застает больных в эмбриональной позе.

По мере исчезновения психических и физических возможностей самообслуживания больного сестра вынуждена брать на себя весь груз по обеспечению повседневного ухода за ним.

Глеб Поспелов о том, почему некоторые люди не могут расстаться со своими вещами

Синдром Диогена (синдром старческого убожества, патологическое накопительство) — психическое расстройство, характеризующееся крайне пренебрежительным отношением к бытовым вопросам, социальной изоляцией, апатией, склонностью к бессистемному собиранию и накоплению ненужных, вышедших из употребления вещей (патологическое накопительство), при отсутствии критического отношения к своему -состоянию.

Что нужно каждому из нас, чтобы почувствовать себя счастливым? Сколько денег, вещей человек может взять в свое путешествие по жизни — от самого ее начала до неизбежного конца? Почему одни довольствуются малым, переезжая из дома в дом с небольшим чемоданчиком, а другие — не в силах расстаться с жалким гвоздем, найденным на улице, и боятся оставить без присмотра жилье даже на -час?

Часто мы тащим за собой непосильную и нелепую ношу вещей, не задумываясь, так ли она нам нужна, в ней ли заключена ценность нашей жизни. Не многие задают себе этот вопрос и, тем более, могут на него ответить. Подобные рассуждения — привилегия философии, а иногда — психиатрии. Об этом и будет наш -рассказ.

История жадности – к истокам причины патологического накопительства

Болезненное скопидомство известно людям на протяжении всей документированной истории их существования. Например, в церковнославянском языке существовало даже особое название для собирательства вещей — мшелоимство, и по православным традициям оно считается грехом. С детства нам знакомы русские сказки о Кащее. Недуг нашел отражение и в произведениях искусства: вспомним хотя бы картину «Смерть скупца» Иеронима Босха, пушкинского «Скупого рыцаря», Эбинезера Скруджа, того же старика Плюшкина, подарившего другое имя нашему синдрому. Все эти скупердяи в той или иной степени имеют отношение к рассматриваемой проблеме — патологическому -накопительству.

До 1966 года психиатры рассматривали эту проблему как подтип обсессивно-компульсивного расстройства. Английский психиатр Д. Макмиллан в Британском медицинском журнале впервые описал синдром Диогена как самостоятельное расстройство. Он дал ему название «Senile breakdown in standards of personal and environmental cleanliness», которое в приблизительном переводе звучит как «Старческое снижение стандартов личной и бытовой гигиены». Благодаря британским психиатрам А. Кларку, Г. Мейникару и Дж. Грею в 1975 году расстройство получило название «синдром Диогена, или синдром старческого убожества». Именно это название прижилось и ныне используется -повсеместно.

Нужно отметить, что в Международной классификации болезней 10‑го пересмотра синдром Диогена (Плюшкина) как самостоятельное заболевание отсутствует. Это объясняется тем, что он наблюдается при целом ряде поражений и заболеваний головного мозга, имеющих разные причины и протекающих с разными проявлениями, среди которых доминирующими считаются нарушения когнитивных функций и эмоционально-волевого статуса, а также наличие психотических включений (в том числе деменция, шизофрения, последствия алкоголизма). Сам синдром Диогена (Плюшкина) при этом как бы отходит на задний план. Поэтому традиционно мы рассматриваем синдром Диогена в рамках органических заболеваний головного мозга с изменениями личности -больного.

Древнегреческий философ Диоген Синопский (404-323 г. до н.э., один из основателей школы киников) отличался крайней неприхотливостью в быту и устроил себе жилье в глиняной бочке при храме. Философу вовсе не требовалось имущество: он исповедовал аскетизм и искал человеческого общения. Таким образом, «синдром Диогена» — не совсем корректное название, и ряд исследователей предлагают использовать другие варианты: старческое расстройство, синдром Плюшкина (персонаж из романа Гоголя «Мёртвые души»), социальный распад, синдром старческого -убожества.

Старые скряги: клинические проявления синдрома Диогена

Данное расстройство чаще всего встречается у пожилых. Наиболее часто синдром Диогена возникает у ранее активных людей, ориентированных прежде всего на работу и даже имевших социальный успех. По мере отхода от профессиональной и общественной деятельности проявления синдрома становятся все ярче. При этом страдают основные психические функции -больных.

Развиваются необратимые изменения характера: появляются и нарастают эмоциональная неустойчивость, раздражительность, вспыльчивость, даже агрессивность. Формируется недоверчивость, необщительность, теряется реалистичность установок и, самое главное, зарождается негативизм по отношению к тем людям, которые предлагают им свою -помощь.

Меняется поведение: больные зачастую не открывают двери посетителям, опасаясь подвоха или имущественных претензий. При этом они могут иметь неплохой доход или накопления, родственников, которые в состоянии помочь обустроить быт или взять к себе, но категорически отказываются от помощи по разным причинам. Денежные накопления больные не реализуют и не инвестируют, предпочитая хранить их в укромных уголках, и постоянно озабочены сохранением и приумножением своего имущества; это занятие становится определяющим в их -поведении.

Они не уделяют должного внимания правильному питанию (зачастую мнимая экономия заставляет их питаться очень скромно, вплоть до заплесневелых объедков), что может вести к истощению и даже смерти. Больные не любят вызывать врачей и скупятся приобретать лекарства, поэтому при заболеваниях внутренних органов в остром периоде у них отмечается особенно высокая -смертность.

Пациенты пренебрегают нормами гигиены, не заботятся о своей внешности и жилище, которое приходит в запустение и превращается в пополняющийся склад старых и никому не нужных вещей. Сохраненные и приобретенные вещи скапливаются настолько в больших количествах, что больные не могут свободно перемещаться по жилищу, комфортно принимать пищу (из‑за обилия вещей на столе и кухне приходится есть, держа тарелку на коленях), отправлять естественные надобности, спать (кровать и прилегающее пространство заставлено, на стенах развешаны пакеты с -вещами).

Немаловажно, что при заболеваниях, для которых характерен синдром Диогена, интеллект снижен не так уж и часто. Речь ведь идет о специфическом поведении человека и отсутствии самокритики, а не о слабоумии или -помешательстве.

Вот великолепное описание образа жизни одной из жертв синдрома, сделанное Владимиром Гиляровским в книге «Москва и -москвичи».

«Во втором зале этого трактира… за отдельным столиком целыми днями сидел старик, нечесаный, не бритый, редко умывающийся, чуть не оборванный… К его столику подходят очень приличные, даже богатые, известные Москве люди. Некоторым он предлагает сесть. Некоторые от него уходят радостные, некоторые — очень огорченные. А он сидит и пьет давно остывший чай. А то вынет пачки серий или займов и режет купоны. Это был владелец дома, первогильдейский купец Григорий Николаевич Карташев. Квартира его была рядом с трактиром, в ней он жил одиноко, спал на голой лежанке, положив под голову что‑нибудь из платья. В квартире никогда не натирали полов и не мели. Ночи он проводил в подвалах, около денег, как "скупой рыцарь"… Десятки лет такой образ жизни вел Карташев, не посещая никого, даже свою сестру… Только после смерти Карташева выяснилось, как он жил: в его комнатах, покрытых слоями пыли, в мебели, за обоями, в отдушинах, найдены были пачки серий, кредиток, векселей. Главные же капиталы хранились в огромной печи, к которой было прилажено нечто вроде гильотины: заберется вор — пополам его перерубит. В подвалах стояли железные сундуки, где вместе с огромными суммами денег хранились груды огрызков сэкономленного сахара, стащенные со столов куски хлеба, баранки, веревочки и грязное белье. Найдены были пачки просроченных векселей и купонов, дорогие собольи меха, съеденные молью, и рядом — свертки полуимпериалов более чем на 50 тысяч рублей. В другой пачке — на 150 тысяч кредитных билетов и серий, а всего состояния было более 30 -миллионов».

Откуда берутся Плюшкины или причины синдрома Диогена

На данный момент исследователи выделяют несколько причин развития -синдрома.

Первая — травма головы, операция на головном мозге или энцефалит, токсическая энцефалопатия, в результате чего произошло повреждение нейронов участков, отвечающих за принятие решений. Вторая — гипертрофированная, вследствие возрастных дегенеративных изменений в тех же отделах головного мозга, бережливость или страсть к коллекционированию. В преклонном возрасте, по мере заострения черт характера и снижения критики к происходящему, на фоне общего когнитивного дефицита человек продолжает собирать все нужное на «крайний случай», запрещает вывоз старой мебели из квартиры и так -далее.

Существуют экспериментальные данные, которые подтверждают наличие материального субстрата синдрома. Группой ученых из различных американских университетов под руководством клинического психолога Дэвида Толина в 2012 было установлено, что у пациентов с синдромом патологического накопительства наблюдается аномальная, в сравнении с другими группами испытуемых, активность в двух областях коры: передней части поясной извилины и островке, которые обычно задействованы в процессе принятия -решений.

Невропатолог Стивен В. Андерсон и его коллеги из университета Айовы в 2004 году обследовали 63 человека с повреждением головного мозга вследствие удара, хирургического вмешательства или энцефалита. До заболевания (повлекшего нарушения психических функций) никто из них не имел проблем с бессмысленным коллекционированием, но в конечном итоге девять из них стали заполнять свое жилище всевозможным -мусором.

У всех этих навязчивых коллекционеров наблюдалось повреждение коры лобной доли — участка мозга, ответственного за принятие решения, обработку информации и организацию поведения. Исследователи пришли к выводу, что необходимость собирать всё подряд происходит из глубинной потребности накопления запасов, например, еды. Эта потребность столь древняя и элементарная, что центры, ответственные за нее, находятся в подкорковых участках мозга. А для того чтобы осознать, стоит ли что‑то копить, человеку нужна кора лобных -долей.

Учитывая результаты этих изысканий, можно сделать вывод, что синдром Диогена (Плюшкина) связан как с поражением некоторых зон коры в лобных долях полушарий головного мозга, так и с повреждением более глубоких подкорковых структур. И те и другие — часть системы принятия решений, и, возможно, особенности клинических проявлений синдрома зависят от того, какой именно отдел мозга -пострадал.

Страсть к патологическому накопительству, чаще всего наблюдаемая при синдроме Диогена, называется силлогоманией. Крайний случай, к которому обычно применяется этот термин, — захламление всего жилища самыми разнообразными вещами, по сути — мусором. Признак патологии в собирании и хранении старых вещей — бессистемное хранение и -неиспользование.

Лечение синдрома патологического накопительства

Как же поступать родственникам, друзьям, соседям таких плюшкиных? Ответ достаточно прост — так как синдром Диогена уже описан в медицине и является частью многих заболеваний, больного нужно обследовать и лечить. Пациента, конечно же, следует проконсультировать у психиатра, который назначит амбулаторное лечение или предложит госпитализацию. Однако, как правило, такие пациенты не осознают наличия болезни и совсем не хотят лечиться. Поэтому как родственникам, так и соседям приходится как‑то уживаться с плюшкиными--диогенами.

На начальных этапах близким рекомендуется договариваться с больными, стараться направлять их страсть к «коллекционированию» в мирное русло. Следует периодически помогать с уборкой, чтобы загодя предотвратить полное захламление. Стоит объяснять нашим героям, что в их комнате неудобно ходить, да и присесть негде, тем самым пробуждая «здоровое сознание». Человек должен чувствовать, что он нужен окружающим, любим своими близкими. Чем прочнее он будет интегрирован в общество, тем меньше будет проявляться -заболевание.

Естественно, начинать медикаментозное лечение следует как можно раньше. Хорошо помогают ноотропные и сосудистые препараты с преимущественно успокаивающим действием. Они улучшают память, внимание, умственную активность и работоспособность. Также имеет смысл применять тимонейролептики — «мягкие» препараты с преимущественно противотревожным, регулирующим поведение расслабляющим и антидепрессивным эффектом. Пациенты становятся спокойнее, контактнее, адекватнее в эмоциональном плане; появляется частичная критика к своему состоянию и поведению. Как показывает моя практика работы с такими больными — психотерапия в этих случаях практически бесполезна, поскольку мы имеем дело с поражением вещества головного -мозга.

Если болезнь зашла далеко и никаким образом не получается договориться с пациентом, его жилище становится опасным для окружающих и самого обитателя, а лечиться дома он отказывается, то, конечно, необходимо лечение в психиатрическом стационаре даже без согласия больного. О недобровольной госпитализации в психиатрический стационар можно прочитать в «Законе о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее -оказании».

Заключение

В моей собственной практике пациенты с синдромом Плюшкина (так у нас традиционно именуют это расстройство) встречались десятки раз, но лучше всего запомнился один из первых случаев. Интересен он был еще и тем, что жертвами недуга стали пожилые супруги — муж и жена. Теперь трудно сказать, развивалась ли у них болезнь независимо, синхронно или же один индуцировал другого. Мой коллега, их сосед по дому, описывал, как по утрам старики выбирались из своей забитой вещами квартиры — на поиски новой добычи, которую собирали по всем близлежащим мусорным бакам. Самые ценные (по крайней мере, в их понимании) вещи увязывались в мешок из нескольких простыней; к мешку крепилась веревка. Старики неторопливо шли по городу и по очереди волокли мешок по -асфальту…

История эта имела вполне закономерный финал. Пока супруги просто собирали и копили мусор — мало кто обращал на них внимание, разве что запах из квартиры раздражал соседей. Но в один прекрасный день они решили развести костер прямо на полу гостиной… Так мы и познакомились в психбольнице. Примечательно, что эти пациенты в целом производили достаточно приятное впечатление. Вежливые, приветливые, улыбчивые — они очень переживали друг за друга (поскольку находились в разных отделениях). При этом отнюдь не производили впечатления слабоумных, хотя некоторое снижение интеллекта и памяти имелось. Свою страсть к накопительству они достаточно резонно объясняли трудной жизнью и маленькой пенсией: «Выкинешь что‑нибудь, а оно потом понадобится… Нам так удобнее…».

Насколько я помню, после сравнительно недолгого лечения в больнице они были оформлены в дом престарелых, во избежание дальнейшего замусоривания квартиры и тем паче ее -поджога.

В заключение могу только посоветовать читателям держать свой дом в чистоте и порядке, не обрастать лишним хламом, следить за собой и почаще задумываться: а так ли окружающим людям комфортно с вами, как вам — с -ними?

1. Руководство по психиатрии в 2‑х томах, под редакцией академика РАМН А. С. Тиганова, Москва, «Медицина», 1999.

2. Детская психиатрия. Учебник под редакцией Э. Г. Эйдемиллера, СПб, 2005.

3. Психиатрия. Учебник для студентов, М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко, И. И. Сергеев, Москва, «МЕДпресс-информ», 2006.

4. В. М. Блейхер, И. В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

5. D. Macmillan, P. Shaw Senile breakdown in standards of personal and environmental cleanliness. BMJ, 1966.

6. A. N. G. Clark, G. D. Mannikar, I. Gray Diogenes syndrome: a clinical study of gross self-neglectin old age. Lancet, 1975.

7. M. Orrell, B. Sahakian «Dementia of frontal type». Psychol Med, 1991.


Расчетливость, скупость, прижимистость, жадность, алчность… С этими явлениями реальности мы сталкиваемся каждый день. Крохоборство, хищность и ненасытность захватили все сферы жизни. Доктора направляют несчастных пациентов на бесполезное дорогостоящее обследование и назначают неоправданно дорогие микстуры. Продавцы злостно обсчитывают своих клиентов, втюхивая им некачественные товары, кусающиеся своей ценой. Бюрократы-чиновники нагло вымогают взяток с предпринимателей, создавая препоны в работе. Элитные юристы намеренно затягивают судебные тяжбы, срывая за фиктивные услуги громадный куш. Преподаватели ставят палки в колесо неимущим студентам, требуя мзду за подпись в зачетке. Этот перечень можно продолжать до бесконечности – многотысячная орда жадных воров так и норовит вытянуть из кармана малоимущего последнюю копейку.

Что движет алчными прожорливыми хищниками? Гипертрофированная жадность – черта, существующая с доисторических времен существования человечества. Жадность – злобная прожорливая и ненасытная старуха, которая завладевает рассудком человека. Скупость и корыстолюбие управляют человеческим умом, уничтожают моральные законы и толкают на преступную стезю. Жадность – патологическая греховная страсть, которая создает для человека одно устремление: завладеть, удержать, приумножить. О том, что есть жадность, каковы причины возникновения алчбы и скупости, читайте далее.

Жадность: в чем суть порока
Что есть жадность? Это неумеренная страсть человека завладеть и потребить какие-то блага. Жадность – это тяга, которая возникла на сознательном уровне и закрепилась в подсознании, как привычка. Это следствие естественного стремления человека к соперничеству и негативный отголосок нездоровой конкуренции в человеческом сообществе.

В исконном понимании термина, жадность является гипертрофированной жаждой человека стать обладателем каких-либо благ. Жадность несет и позитивное начало, когда человек жаждет овладеть знаниями, навыками, мастерством. Однако в большинстве случаев, жадность – это чрезмерная страсть к материальным богатствам, особенно к тем благам, которых у человека нет. Это навязчивая потребность получить какую-то выгоду и обрести преимущество над другими людьми. Жадность – патологическое качество личности и очень деятельная черта, которая вынуждает человека активно шевелиться для обретения материальных благ.

У жадности немало родственных греховных явлений: скупость, алчность, корыстолюбие. Однако все они имеют небольшие отличия. Алчный человек стремится получить, как можно больше, скупая особа старается потратить, как можно меньше. Жадная персона имеет и тот, и другой недостаток. Поэтому можно утверждать, что формула жадности – алчность плюс скупость.

В чем суть жадности? Основные признаки алчного и скупого жмота:

  • сильнейшая любовь и почитание денег;
  • навязчивое желание присвоить по максимуму земных благ;
  • чрезмерное стремление удовлетворить свое желание любой ценой;
  • настойчивость и напористость в обретении объекта вожделения;
  • нежелание делиться тем, что есть в избытке;
  • неумение расставаться с ненужными вещами;
  • отсутствие наслаждение от использования вожделенных предметов;
  • склонность к получению выгоды в любых аспектах;
  • бессмысленное накопительство;
  • интенсивный страх перед будущим;
  • иррациональная боязнь потерять то, что имеешь.

  • Жадность имеет принципиальное отличие от таких качеств человека, как бережливость и экономность. Бережливый человек экономно расходует имеющиеся блага и может дифференцировать полезное вложение от бессмысленных трат. Жадная особа страдает патологическим нежеланием расставаться с деньгами, даже если приобретения каких-то предметов является жизненно необходимыми расходами.

    Почему возникает жадность: истоки порока
    Из-за чего человек становится жадным? Оказывается, прижимистость и скупость пустили корни в далекие времена истории человечества, когда первобытные хомо сапиенс испытывали явный дефицит ресурсов для удовлетворения естественных потребностей. Они вынуждены были соперничать и сражаться за кусок мяса. Им приходилось вступать в бой, чтобы подобрать для себя место для ночлега. Первобытный человек был вынужден конкурировать с соплеменниками, дабы обладать наилучшей особой женского пола, способной родить здоровое потомство. Ему приходилось с азартом хищника добывать и защищать свои блага.

    Поэтому можно утверждать, что почва для формирования жадности у современника была заложена его далекими предками. То есть зародыши жадности были посеяны давным-давно и передались нынешнему человеку на генетическом уровне. Гипотезу о такой неблагоприятной наследственности подтверждает пристальное наблюдение за поведением малышей. Маленькие дети часто не желают расставаться с любимыми игрушками, не хотят ими делиться, устраивают истерики, дабы получить вожделенный предмет.

    С возникновением товарно-денежных отношений, жадность претерпела ряд изменений. С появлением денег алчность и скупость человека была нацелена на обладание, приумножение финансового капитала. Маниакальная страсть к богатству овладела умами рядовых обывателей и начала управлять государством. Коренным образом претерпело мировоззрение человеческого сообщества. Сейчас правят бал богатые, обеспеченные, авторитетные, а простые смертные оказываются на обочине жизни.

    О том, что быть богатым – хорошо, а бедным – плохо, человек впитывает вместе с молоком матери. Если кроха растет в малообеспеченной семье, он видит, как его родители копят, экономят, откладывают на черный день, подсчитывая каждую копейку. Если малыш воспитывается состоятельными господами, то он подмечает все изъяны его предков по отношению к деньгам.
    Жадность может сформироваться у ребенка при неправильной воспитательной стратегии. Это те ситуации, когда заботливые родители чрезмерно балуют своего отпрыска, удовлетворяя каждую его похоть. Или, наоборот, ребенок растет в вечной нужде, испытывает дефицит родительского внимания и заботы. Когда он вынужден разделять материнскую любовь с многочисленными братьями и сестрами.

    Жадность: к чему приводит непомерная жажда обогащения
    Патологическая жадность испепеляет человека изнутри и награждает неприятными неврологическими дефектами. У жадного человека, как правило, ускорен ритм сердца и учащено дыхание. Его алчность приводит в напряжение все мышцы скелетной мускулатуры. Частая проблема лиц с неумеренной жадностью – скачки артериального давления. В итоге такие вегетативные изъяны приводят к соматическим проблемам – гипертонической болезни, кардиопатии, проблемам в пищеварительном тракте.
    Жадность полностью меняет психологический портрет личности. Характерная черта скупых и алчных людей – подозрительность и завистливость. Они с опаской относятся к окружающим людям. Это недружелюбные и неуступчивые особы, которые редко имеют друзей и несчастливы в браке. Жадность – частая причина разногласий и ссор в семье. Очень часто именно скупость супруга является поводом для развода. Жадность способна превратить человека в изгоя, поскольку с такой ущербной личностью адекватные люди не хотят общаться.

    Жадные люди отличаются особым садизмом, жестокостью. Они склонны к развратным действиям. Жадные персоны часто страдают от навязчивых страхов. Расставание с кровно заработанными копейками приводит их в состояние затяжной глубокой депрессии. Внезапное ухудшение материального положения жадных людей может подтолкнуть их к самоубийству.
    Нередко именно жадность – причина, по которой человек преступает черту закона и свершает тяжкие преступления. Ради личной наживы алчный индивид способен предать, украсть, ограбить, обмануть и убить. Жадность – причина многочисленных махинаций и афер. Руководствуясь этим чувством, люди начинают брать взятки, становятся вымогателями. В итоге это патологическое чувство приводит человека на скамью подсудимых.

    Как преодолеть жадность: избавляемся от порока
    Можно ли искоренить в себе жадность, когда жажда стать обладателем мира испепеляет тебя? Ответ банален – можно и нужно! Человек – творец своей личности и хозяин собственной судьбы. И каждому, даже хищному крохобору, под силу преодолеть свою ненасытную жадность и превратиться в щедрую натуру. Как преодолеть жадность? Следуем советам психологов.

    Шаг 1
    Чтобы избавиться от жадности, необходимо развить в себе правильное понимание реальности. Искоренить деструктивное восприятие действительности. Изменить ошибочные и вредоносные убеждения.
    Нам следует признать, что все материальные блага, которые мы стремимся обрести, удержать, приумножить – временные достояния, данные на срок короткой человеческой жизни. Все богатства мира – это замок, выстроенный из песка, который может быть в мгновение разрушен набежавшей волной. Все песчинки крепости, которые мы с трудом собирали, могут быть в считанные секунды унесены безвозвратно в бескрайний океан.
    Все, что мы копили в жизни – деньги, драгоценности, акции и иные материальные блага, не последуют за нами в потусторонний мир. Однако мы в состоянии оставить веский след в истории, состоящий из наших щедрых поступков и добрых дел.

    Шаг 2
    Каждый раз, когда нас одолевает приступ жадности, необходимо остановиться и задуматься: какова будет цена за наше неуемное сквалыжничество. Скорей всего, наша жажда обладать чем-то оборачивается для других страданиями, болью, нищетой. Нам следует поразмышлять о том, стоит ли наше очередное приобретение чьих-то слез, переживаний, обид.
    И эти мучительные переживания других из-за нашей жадности нацелены именно в наш адрес. А можем ли мы чувствовать себя счастливым и довольным, когда нас ненавидят, презирают, желают нам смерти? Вряд ли сложится гармонично жизнь у того богатея, который окружил себя платиновыми слитками и прозябает, не встречая никакого человеческого тепла, а ощущая лишь холод металла. Помним о том, что обрести гармонию с собой и окружающим миром можно лишь, избавившись от страстей.

    Шаг 3
    Жадность затуманивает разом и делает существо зомбированным рабом денег. Такой плененный человек легко может переступить планку дозволенного и нарушить закон. Одолеваемый жадностью, индивид способен украсть, похитить, обмануть, даже убить. А расплата за такие злодеяния одна – тюремный срок. Не всегда жадному богатею удастся договориться с фемидой и подкупить судей. И вряд ли где-то в тюремной камере будет уютно и приятно существовать, даже если на счету в швейцарском банке лежит сумма с шестью нулями.

    Шаг 4
    Чтобы преодолеть собственную жадность, мы должны запастись терпением. Корыстолюбие – страшная привычка, которая по доброй воле покидать уступчивую душу не будет. Действуем постепенно. Для начала устраиваем церемонию очищения личного пространства. Выносим хлам из дома, раздаем бесполезные для нас вещи нуждающимся персонам, избавляемся от груды ненужной одежды и обуви. Как определить, что является необходимым скарбом, а что бесполезным мусором? Открываем платяной шкаф, пересматриваем гардероб, оставляем лишь те вещи, которые мы использовали в течение последнего года.
    Точно также поступаем и с посудой, и с техникой, и с гаджетами. Нам вряд ли понадобятся пять телевизоров в двухкомнатной квартире. Мы точно не будем использовать одновременно десять мобильных телефонов. И вряд ли у нас получится ездить за рулем на двадцати автомобилях. Душит жаба отдать бесплатно? Свою жадность можно обхитрить. Даем объявление о продаже на площадках интернет, выставляя на товар минимальную цену. Так мы и деньги получим, и от ненужных вещей избавимся.

    Шаг 5
    Чтобы избавиться от жадности, нам следует развивать в себе милосердие. Вести жизнь, полную добра, сострадания, любви. Именно забота о ближних, помощь обездоленным, опека над неимущими приносит чувство удовлетворения, позволяет ощутить себя нужным, полезным, достойным человеком. Деяния во благо других улучшают собственную самооценку, наполняют ощущениями гордости и уважения себя.

    Но в таких деяниях надо не допустить оплошности. Нам надо адресовать свою помощь именно достойным людям, которые действительно испытывают в чем-то нужды. Тем, кого мы можем спасти. Если мы со своего барского плеча дадим алкоголику на бутылку водки, то этим мы лишь приблизим его погибель. Если мы просто перечислим деньги в какой-то благотворительный фон, непонятно – реально работающий или фиктивный, то будем ощущать лишь недоумение, не понимая, кому мы и чем именно помогли.
    Поэтому следует выбрать конкретный объект для опеки. Это может быть одинокая старушка, пенсии у которой не хватает на лекарство. Чтобы преодолеть жадность, мы можем начать опекать сироту из детского дома. Или стать спонсорами образовательного учреждения, вечно испытывающего дефицит всего.

    Шаг 6
    Чтобы перестать быть жадиной, нам следует научиться не только выделять кому-то свои материальные блага. Нам необходимо бескорыстно делиться с другими своими моральными достояниями, знаниями, опытом, навыками, мастерством.
    Мы можем на добровольных началах ухаживать за немощным инвалидом. Нам под силу бесплатно помочь волонтерской организации. Мы можем стать работником благотворительного фонда. Те, кто обладает знаниями в какой-то узкой специализации, способны помочь репетиторством малоимущим студентам. Осознание того, что ты помогаешь людям и делишься с ними своим внутренним богатством – надежный помощник для искоренения жадности.

    Шаг 7
    Чтобы преодолеть жадность, мы должны избавиться от привязанности к материальным результатам труда. Не ожидать, что в итоге очередной сделки мы сорвем большой куш. Не планировать, что получение повышения на работе станет источником высокой зарплаты. Не вынашивать коварные планы, что хитро задуманный обман государства поможет избежать уплаты налогов и позволит приумножить капитал.
    Какую бы работу бы не выполняли, мы должны научиться получать удовлетворение от самого процесса деятельности, а не ожидать получения награды за труд. Таким образом, мы убьем двух зайцев – избавимся от жадности и станем действительно счастливым человеком, который чувствует себя на седьмом небе каждый день.

    Шаг 8
    Чтобы искоренить жадность, необходимо внести в свою жизнь здоровые удовольствия. Не жалеть денег на свое развитие, образование, досуг. Каждому человеку необходимо расширять кругозор: путешествовать, посещать выставки и представления, смотреть фильмы и заниматься любимым хобби.
    Вы давно мечтали спуститься по склону на горнолыжном курорте или нырнуть с аквалангом возле коралловых рифов, но было жалко средств? Переступаем через свою жадность и приобретаем путевку на именитый курорт. Необычный отдых, новые впечатления принесут заряд энергии и помогут ощутить себя счастливым щедрым человеком, который источает свое тепло окружающим.

    Шаг 9
    Чтобы избавиться от жадности, помним о правиле: что посеешь, то и пожнешь. Касательно денег эта аксиома срабатывает также: чем больше средств ты потратишь, то тем больше материальных благ получишь. Поэтому не стоить бояться вкладывать капитал в перспективные бизнес-проекты. Не надо отказывать себе в удовольствиях, особенно экономить на еде и здоровье. Надо баловать себя и дарить близким подарки. Поэтому сознательно увеличиваем свои траты.

    Вместо послесловия
    Чтобы искоренить жадность, необходимо всегда помнить: окружающий мир полон изобилия. Действительность щедра на блага и богатства. Вокруг существуют неиссякаемые источники возможностей и ресурсов. Материальных богатств хватит на всех, поэтому не стоит забирать у неимущих людей последнее.

    Лучшие статьи по теме