Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Квинтэссе́нция (от лат. quīnta essentia - пятая сущность) - многозначный термин:
Названия
Напишите отзыв о статье "Квинтэссенция"
Примечания
__DISAMBIG__Отрывок, характеризующий Квинтэссенция
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
Само слово «квинтэссенция» происходит от латинского словосочетания «quinta essentia» с сохранением его фонематического звучания. Его дословный перевод – «пятая сущность». Откуда пришло к нам это выражение, как менялось его значение со временем и что оно обозначает в наши дни? Об этом пойдет речь в данной статье.
Происхождение слова относят к временам античности, приписывают Аристотелю.
Античный период
В философии античности центральное место занимала теория о четырех веществах – воде, воздухе, огне и земле. Из них состоит мир, все живое и неживое, в том числе человек, космос, звезды. Аристотель в своих трудах дополнил теорию, считая, что существует высший элемент, из которого состоят далекие звезды, надлунный мир. Это вещество вечно, оно не создается и не исчезает, не портиться и не стареет, ему присуще движение по кругу.
Оно дает миру важнейшие свойства: вечность, неизменяемость, неучтожимость. С этим понятием связано представление о Космическом Боге, считавшимся живым существом. Согласно учению Аристотеля квинтэссенция – это реально существующее вещество, впоследствии значение слова связывалось все больше с божественными, магическими, ирреальными смыслами.
В то же время начались диспуты о его существовании. Многие философы считали, что для объяснения существования мира достаточно четырех элементов, а звезды состоят из огненной стихии. Основными оппонентами учения Аристотеля были Теофласт, Ксенарх.
Выражение же прочно вошло в разные языки мира.
Возрождение
В периоды Ренессанса и Возрождения, когда идеи античности снова обрели популярность, слово «квинтэссенция» возродилось в новых значениях, связанных с божественным происхождением мира:
- Теперь под ним подразумевали некую сущность, связывавшую физическое тело и душу, иногда его называли астральным телом. Эту теории поддерживали мыслители и ученые того времени – Джордано Бруно, ф. Бэкон.
- Особый невидимый элемент, эфир, который связывает все остальные элементы.
- Квинтэссенция в алхимии. Особое место понятие «квинтэссенция» занимала в трудах алхимиков, считавших ее высшим божественным элементом, составной частью мира. Кроме того, квинтэссенцией называли философский камень, главное вещество мира, которое обладает уникальными свойствами и может давать бессмертие. Именно философский камень был главной целью алхимиков, наряду с мечтой о создании золота.
- Человека, как главное творение Господа, также иногда называли «квинтэссенцией» всего живого.
- Божественный эфир, душа считалась частью этого вещества, осколком квинтэссенции.
- Вещество, из которого состоят воскресшие. Это значение связано с представлениями о Великом суде, когда все умершие воскреснут и предстанут перед Божиим судом.
Наряду с такими высокими значениями слово стало употребляться с ироническим смыслом. Например, в сочинении Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» упомянут автор-писатель «извлекатель квинтэссенции».
Здесь наблюдается проявление в значении современных смыслов как нечто самое важное, главное.
Квинтэссенция в современном мире, в русском языке наших дней
Данное слово в современном русском языке является многозначным. Употребляется оно в разных областях жизни и науки. Все его значения имеют общую семантический элемент, являющиеся отголоском античного происхождения, обозначающим “суть, экстракт чего-либо”. Основные значения:
- Основное, главное, самое важное, концентрат какого-либо понятия. Например, можно услышать такие выражения: квинтэссенция юмора, войны, доброты.
- Сущность какого-либо понятия.
- В физике слово стало научным понятием. Оно обозначает одну из темных энергий, которые приводят к расширению вселенной.
- В химии: квинтэссенцией называют чистый элемент, вещество без примесей, полученное химическим способом.
Квинтэссенция в гадании и эзотерике
Понятие «квинтэссенция» используется в практике гадания на картах Таро. Это понятие обозначает сложение нумерологических значений всех карт, которые участвовали в раскладе. Считается, что данная величина помогает расшифровке смысла гадания.
Кроме того, подобное понятие связывают с некоей магической энергией мира, к которой обращается человек, проводящий магические ритуалы.
Пятый элемент
Дословный перевод латинского выражения «пятый элемент» также укрепился в русском языке и стал устойчивым выражением, обозначающим главную суть понятия. Также пятым элементом называют самого человека, который считает себя высшим творением мира.
Слово «квинтэссенция» прочно вошло в русский язык, часто употребляется в основном значении: суть чего-либо. Встречается в названиях художественных произведений, в СМИ. Для разговорной речи оно не характерно, так как имеет окраску высокого стиля.
КВИНТЭССЕНЦИЯ КВИНТЭССЕНЦИЯ 1) концентрированный или самый чистый экстракт к.-л. вещества, полученного химич. путем; 2) самая суть чего-либо.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.
КВИНТЭССЕНЦИЯ [лат. quinta essentia - пятая сущность] - самое главное, основное, истинная сущность чего-л.
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.
КВИНТЭССЕНЦИЯ лат. а) У алхимика Феофраста Парацельса, пятая эссенция, которая была будто-бы духом или силою натурального тела. b) Теперь, главная сущность мысли.
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д., 1865.
Квинтэссе́нция (лат. quinta essentia пятая сущность) 1) в античной философии - эфир, пятый элемент (или стихия), основной элемент небесных тел, противополагавшийся четырем земным элементам (воде, земле, огню и воздуху); в средневековой философии в алхимии - тончайший элемент, составляющий якобы сущность вещей; 2) самое главное, важное, наиболее существенное.
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, 2009.
Квинтэссенция квинтэссенции, ж. [от латин. quinta essentia – пятая сущность – у античных и средневековых философов название пятой стихии, эфира, признававшегося основной сущностью всех других] (книжн.). Основа, главная сущность предмета. В диалектике квинтэссенция марксизма.
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.
Квинтэссенция и, ж.
(нем.
Quintessenz, фр.
quintessence лат.
quinta essentia пятая сущность).
Самое главное, наиболее существенное, важное; то же, что эссенция
. К
. искусства
.
|
В античной философии к. - эфир, пятый элемент - основной элемент небесных тел, противополагавшийся четырем земным: воде, земле, огню и воздуху.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.
Квинтэссенция это:
КвинтэссенцияКвинтэссе́нция (от лат.�quīnta essentia �- пятая сущность)�- многозначный термин:
В Викисловаре есть статья «квинтэссенция»
Dima shkarupa
Квинтэссенция в античной и средневековой натурфилософии и алхимии - эфир, пятая стихия, пятый элемент, одна из основных стихий (элементов) , тончайшая стихия.
Павел крайнов
Квинтэссе́нция (от лат. quīnta essentia - пятая сущность) - многозначный термин:
Квинтэссенция в античной и средневековой натурфилософии и алхимии - пятый элемент, пятая стихия, эфир, подобна молнии, одна из основных стихий (элементов) , тончайшая, самая тонкая стихия, «пронизывающая весь мир … душа - дух мира, одухотворяющая все тела, … великая творческая сила, которой Бог наделил материальный мир»
Квинтэссенция (в переносном значении) - самое главное, самое важное, наиболее существенное, основная сущность, самая тонкая и чистая сущность, концентрированный экстракт.
Квинтэссенция в современной космологии - одна из моделей тёмной энергии.
Народ, что такое квинтэссенция и в каких случаях можно употреблять это слово? С примерами, если можно.
Анатолий м.
Квинтэссенция (в переносном значении) :самое главное, наиболее существенное, сущностное в чем-либо. Например: Почитайте-ка труд этого ученого. Вам это безусловно пригодится, ведь это - квинтэссенция этнонигилизма!
Квинтэссе́нция (от лат. quinta essentia - пятая сущность) - многозначный термин.
Квинтэссенция в античной и средневековой натурфилософии и алхимии - эфир, пятая стихия, пятый элемент, одна из основных стихий (элементов) , тончайшая стихия. В современной космологии - одна из моделей тёмной энергии.
Пользователь удален
У алхимиков средневековья существовало учение о четырёх стихиях - огонь, вода, земля и воздух - из которых, по их мнению, состояло всё на свете.
А объединяла эти четыре стихии вместе - неизвестная пятая стихия - эфир или квинтэссенция.
Т. е. это что-то важное, основное, главное, связующее, душа, мысль. Причём эссенция - это вытяжка, экстракт (нечто сжатое, краткое) .
Например, можно сказать: 2*2=4 - вот квинтэссенция моих знаний.
от лат. quinta essentia - пятая сущность), в антич. философии «пятый элемент» (см. Элементы), или эфир (субстанция небесной тверди или светил), учение о к-ром впервые было разработано в платоновской Академии (см. «Тимей» 55 с, где корпускулы К. обладают формой правильного додекаэдра). Аристотель превратил теорию пятого элемента (он сам наз. его «первым телом», «первым элементом», «первой сущностью», а также «божественным», «вечным», «горним», «круговращающимся» телом и «эфиром») в краеугольный камень своей космологии (трактат «О небе»), синтезировав ее с теорией гомоцентрич. сфер Евдокса-Каллипа. Согласно Аристотелю, К., или эфир - субстанция всего надлунного мира (как светил, так и несущих их «сфер»); в отличие от четырех элементов подлунного мира, подверженных «возникновению и уничтожению» (циклич. взаимопревращению) и наделенных свойством прямолинейного движения, эфиру свойствен только один вид движения - пространств. перемещение по кругу (поскольку это движение естественно для него, отпадает постулат Платона о душах - двигателях небесных тел), его вечность, неизменяемость и абс. неаффицируемость служат обоснованием несотворенности мира и залогом его неуничтожимости; они же сообщают ему свойства вечного и блаженного живого существа - космич. бога.
В дальнейшем К. все более отождествлялась с субстанцией бога и души и толковалась как нематериальная субстанция (уже у Аристотеля К. «не имеет материи, из к-рой она возникла», «О небе» 270 а 25). В эллинистич. эсхатологич. представлениях о небеснобожеств. происхождении «эфирной» души и ее возврате после смерти на астральную прародину аристотелевская К. смешалась с платонич., стоич. и фольклорными элементами (особенно 1-я кн. «Тускуланских бесед» и «Сон Сципиона» Цицерона); уже у Гераклида Понтийского, Критолая (Академия, 2 в. до н. э.) душа отождествляется с К.; Филон Александрийский отождествлял К. с «художеств. огнем» стоиков и определял душу как осколок эфирной К. Представители вост. патристики опровергали учение Оригена, согласно к-рому тела воскресших состоят не из четырех элементов, а из К.
Особое развитие учение о К. получило в неоплатонич. представлении об эфирной «колеснице» (ср. опорные тексты Платона-Тимей 41 d-е, Федр 247 b), или бессмертном астральном теле души, к-рое она получает при своем «нисхождении» в земную жизнь (Плотин, Эннеады IV 3, 15; Порфирий, О пещере нимф II; Макробий, Комм, к «Сну Сципиона» I 12; Ямвлих, О мистериях III 14; Прокл, Начала теологии 205-209). Этот неоплатонич. тезис о существовании эфирного медиума между духом и телом (как на макро, так и на микрокосмич. уровне) выступил на первый план в философии Возрождения. Так, согласно Агриппе Неттесгеймскому, божеств. дух (активное начало) не может непосредственно воздействовать на косную материю; необходим медиум, к-рый обладал бы смешанной духовно-телесной природой («De philosophia occulta» I 14); этот медиум есть «дух мира», К., оживляющая тела (алхимич. аспект: К. обладает протяженностью и может быть извлечена из тел). Согласно Парацельсу, в основе всех веществ лежит К. - «панацея», филос. камень и эликсир жизни. Эфирный «дух мира», К. встречаются у Бруно, Ф. Бэкона и др. Представление об «эфирном», или «астральном теле», как связующем звене между земным, материальным телом и бестелесной бессмертной душой укоренилось в оккультизме.
Полемика против космологич. гипотезы К. велась уже в древности: вероятно, Теофраст и, несомненно, Стратон из Лампсака отказались от гипотезы пятого элемента и говорили об огненной, а не эфирной природе светил. В 1 в. до н. э. перипатетик Ксенарх из Селевкии написал спец. трактат «Против К.» (критику Ксенарха опровергают Александр Афродисийский и Симпликий в комм. к трактату «О небе»). Систематич. критику учения Аристотеля о К. с позиций креационизма дал Иоанн Филопон в трактатах «О вечности мира против Прокла» и «Против Аристотеля о вечности мира».
КВИНТЭССЕНЦИЯ, и, ж. (книжн.). Основа, самая сущность чего-н. К. рассказа. К. события. Толковый словарь Ожегова