Осознанность. Саморазвитие. Личность. Отношения. Творчество

Как научиться быстро читать. Методика обучения быстрому чтению

Быстро читаете? Это не так важно, если прочитанное не удается запомнить.

Техниками, которые помогут развить читательскую память, делится автор книги «Прокачай свою память. Как читать и запоминать большие объемы информации» , эксперт в области образования и социологии Рон Фрай.

Главная проверка качества вашего понимания - это то, что вы запомнили из прочитанного материала. Пока вы студент, большая часть вашего чтения связана с , и рано или поздно от вас потребуется извергнуть полученную информацию вовне в том или ином виде - будь то сочинение, тест, курсовая работа, тест с вариантами ответов, тест по системе правда/ложь, итоговое тестирование.

Так что надо не только выполнить свое задание, но и быть уверенным, что вы запомнили то, что прочли.

Наверное, у всех есть такой опыт, когда в самый ответственный момент вы что-то забыли, и именно эта ускользнувшая маленькая деталь оказалась решающей для выставления оценки, балансирующей на грани 5и 4+ (или 4и 3+). Нужный факт был где-то совсем рядом, сидел на краешке вашего сознания, но вы так и не смогли его припомнить.

Память можно улучшить

Вам наверняка известны люди с фотографической (или почти фотографической) памятью. Они знают слова всех песен, записанных за последние четыре года, напоминают вам, что вы сказали им три года назад, и никогда не забывают ничьих дней рождения (или годовщины «дня нашей встречи» или «дня первого поцелуя» и т.д.).

И хотя некоторые люди как будто от природы наделены даром запоминания информации, хорошую память - как и хорошую концентрацию - можно развить. Вы будете контролировать, что оставить в своей голове, а что допустимо и забыть.

Некоторые люди запоминают относительно легко и не имеют сложностей с удержанием больших объемов данных. Другие сетуют на свою дырявую память, которая, кажется, больше теряет, чем сохраняет. Улучшению вашей способности к запоминанию поглощаемой информации может поспособствовать несколько факторов.

  1. Уровень интеллекта, возраст и опыт сказываются на том, насколько хорошо вы запоминаете. Вам нужно определить, как эти факторы влияют на вашу память, и научиться максимизировать отдачу от прикладываемых вами усилий.
  2. Заложить надежный фундамент - очень важно для хорошей памяти. Большая часть процесса обучения - это лишь добавление к тому, что вы уже знаете. Так, например, справиться с органической химией, не изучив основ, будет практически невозможно. Расширяя фундамент базовых знаний, вы улучшите свою способность запоминать новую информацию.
  3. Мотивация - ключевой фактор улучшения вашей памяти. Один мой друг, абсолютный фанат бейсбола, кажется, знает всю бейсбольную статистику с начала времен. Он может выдать вам уровень подготовки и пропущенные мячи практически всех игроков, расписание игр любимой команды на весь сезон... да и других команд тоже!

    И хотя я бы не сказал, что он самый умный парень из всех, что мне доводилось встречать, он, очевидно, любит бейсбол и крайне мотивирован запомнить все, что может, о любимом виде спорта. Наверное, и у вас есть свой интерес. Будь то кино, музыка или спорт - вы заполняете свой мозг огромным количеством информации. Выходит, если вы можете выучить столько об одном предмете, вы способны многое запомнить и о другом - даже о химии. Надо просто научиться себя мотивировать.ƒ

  4. Метод, система или процесс запоминания информации крайне важны для улучшения памяти. Они могут включать вашу мыслительную организацию, хорошие образовательные привычки, мнемонические формулы - средства, которые вы применяете при необходимости что-то вспомнить.
  5. ƒИспользовать выученное незамедлительно - столь же важно для запоминания. Это хорошо - фиксировать в памяти список терминов для их быстрого поиска, однако если вы хотите, чтобы информация задержалась в голове надолго, вы должны способствовать заучиванию, применяя эти знания. Например, можно добавить новое слово в свой повседневный словарь и корректно употреблять его в разговорах.

Изучение иностранных языков для многих людей становится разочаровывающим опытом, если у них нет возможности за пределами класса применять разговорные навыки на практике. Именно поэтому студенты языковых групп часто присоединяются к дискуссионным клубам или учатся за границей - чтобы закрепить запоминание изученного материала, пользуясь своими знаниями.

Почему мы забываем

Элементы, необходимые для развития хорошей памяти, важны также для понимания того, почему мы что-то забываем. Корни плохой памяти кроются, как правило, в одной из этих причин:

  • Нам не удается определить значимость материала.
  • Мы не освоили предшествующий материал.
  • Нам не удается понять, что именно надо запомнить.
  • У нас нет желания запоминать.
  • Мы позволяем апатии и скуке диктовать нам, как учиться.
  • Мы должны сделать учебу привычкой.
  • Мы неорганизованны и неэффективны в вопросах использования учебного времени.
  • Мы не пользуемся полученными знаниями.

Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели.

Всех нас каждый день засыпают , бомбят фактами, концепциями и мнениями. Мы способны поглощать некоторую часть этого потока просто потому, что медиа окунают нас в него.

Но для запоминания большего объема данных нам необходимо сделать сознательное усилие. То же самое усилие мы должны направить и на материал, который прочитываем.

Как запоминать?

Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.

  1. Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это - перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.
  2. Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.
  3. Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные.

    Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.

  4. Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234?

    После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.

  5. Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель . Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе - через несколько дней, а третье - прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии - бесценная возможность применить то, чему вы научились.

Зубрежка и мнемоника

Есть несколько специальных техник, которые помогут вам вспомнить необходимое из целого ряда различных фактов. Первая из них - механическая зубрежка , когда вы пытаетесь заучить информацию слово в слово.

Прибегайте к этому методу, только когда вам надо запомнить что-то на относительно короткое время - если у вас контрольная по датам сражений на истории, тест по химии по специальным формулам или словарный диктант на французском.

Когда требуется заучивание, вы должны сделать все, чтобы зафиксировать в памяти точную информацию. Пожалуй, наиболее эффективный способ - повторение. Запишите самое важное на небольших карточках и используйте их в качестве дидактического материала. Вам нужно регулярно проверять себя, чтобы убедиться в отличном знании всех этих данных.

Вторая техника запоминания обширной детальной информации - мнемоника . Она позволяет зафиксировать большие объемы данных, которые могут быть, а могут и не быть логически связаны. Мнемоническая техника бесценна, когда вам надо запомнить не организованные в четкую структуру сведения, сложные темы и множество фактов, складывающихся в цепь событий.

Один из самых простых способов - попытаться запомнить только первые буквы последовательности. Вот откуда в английском языке взялся Roy G. Biv (первые буквы названий цветов в радуге). Для заучивания названий нот на нотном стане применяется фраза Every Good Boy Does Fine, а FACE - для запоминания нот в промежутках.

(Этот способ противоположен Рою и использует слово, чтобы запомнить буквы.) Конечно, не все последовательности получаются такими удачными. Если бы вы попытались запомнить латинские названия знаков зодиака, вы бы столкнулись с Aries, Taurus, Gemini, Cancer, Leo, Virgo, Libra, Scorpio, Sagittarius, Capricorn, Aquarius, Pisces (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы). Конечно, многие из вас смогли бы сделать из ATGCLVLSSCAP (ОТБРЛДВССКВР) имя, название места или еще чего-нибудь, но я вот не могу...

Одно из решений - составить простое предложение, используя первые буквы из списка, который вы пытаетесь запомнить, в качестве первых букв слов, как в нашем «охотнике», который «желает знать, где сидит фазан». Чтобы запомнить порядок знаков зодиака, заучите фразу «A Tall Giraffe Chewed Leaves Very Low; Some Slow Cows At Play» (Или, например: «Очень толстые барсуки роют лапами деревья в саду Светланы, которая выращивает розы».).

Стоп! Ведь получается такое же количество слов. Почему бы тогда просто не найти способ запомнить сами знаки? Чем второй вариант лучше? Есть пара преимуществ.

  • Во-первых, проще представить себе жирафа, корову и барсуков и то, чем они заняты. Создание мысленных образов - очень мощный способ запомнить практически что угодно.
  • Во-вторых, слова в наших предложениях связаны друг с другом, и поэтому их тоже проще удержать в памяти.

Ну же, попробуйте! Посмотрите, сколько времени уйдет у вас на запоминание предложения и сколько - на все знаки. Этот метод особенно прост, когда вы выучили все или некоторые элементы списка, но не можете зафиксировать их порядок.

Запомните : нужно составить собственную, удобную для вас фразу (или группу фраз). Подойдут любые предложения и словосочетания, которые могут вам помочь. Например, вот еще два примера, которые я придумал за несколько секунд: A Tall Girl Called Lovely Vera Loved to Sip Sodas from Cans And Plates. Any Tiny Gerbil Could Love Venus. Long Silly Snakes Could All Pray, или «Огромный Телевизор Будет Работать. Люди Давят Вишневый Сок. Саша Купил Вареных Раков», (Ведь насколько просто представить запоминающиеся глупые картинки!)

Вы заметите, что подобные мнемонические приемы позволяют с легкостью вспоминать специальную информацию, которую нужно долго удерживать в голове, чтобы использовать ее как на уроках, так и в . Они особенно полезны, когда необходимо выучить химические классификации, музыкальный рисунок или анатомические термины. Но как бы ни были эффективны мнемонические приемы, не пытайтесь использовать их для всего, что хотите запомнить.

Почему? Создание этих техник требует больше времени, чем может быть у человека. И проблемы порой возникают с запоминанием не самого материала, а придуманных вспомогательных фраз! Слишком большое их количество может затруднить процесс заучивания и помешать вспомнить все в нужный момент.

Сложные мнемонические коды не особо полезны - их бывает нелегко удерживать в памяти. Когда решаете использовать мнемотехнику, нужно сохранять ее простоту, чтобы обеспечить быстрое восстановление материала, на которое вы и рассчитывали при заучивании.

Многие люди жалуются, что голова у них как решето, что все прочитанное сразу же утекает наружу и они не могут ничего запомнить. Надеюсь, теперь вы понимаете, что это решаемая проблема. Не обязательно быть гением, чтобы иметь хорошую память, но вы должны быть готовы работать над приобретением навыков, отвечающих за эффективное запоминание. Оттачивая эти навыки, вы улучшите результаты чтения, поднимая уровень запоминания.

Скорочтение - это навык, который на удивление просто прокачивается. Вы можете улучшить скорость, используя специальный софт или посетив курсы для скорочтения. В этой статье мы рассказываем о 5 основных техниках скорочтения, которые вы сможете освоить сами!

Итак, вот они:

Прекратите проговаривать слова в голове

Кстати, у многих есть еще более ужасная привычка: проговаривать текст вслух при чтении. Это замедляет процесс чтения сильнее, чем проговаривание мыслей в голове. Субвокализация - привычка, присущая большинству людей. При чтении мы как бы «слышим» все слова мозгом. Попробуйте избавиться от этой привычки и скорость вашего чтения увеличится в разы! Всё, что нужно сделать - это отключить механизм проговаривания текста в вашей голове. Попробуйте во время чтения жевать жвачку, мычать себе под нос (проверила на себе, помогает!) или даже есть.

Избегайте «возвращений»

Когда мы читаем, мы склонны возвращаться глазами назад и останавливаться на слове, которое мы только что прочитали. Это нас значительно замедляет. К сожалению, единственный способ избавиться от этой привычки - признать, что вы это делаете и фиксировать, когда вы это делаете.

Следите за текстом

Одна из самых удивительных техник для скорочтения - «meta guiding» (слежение за текстом). Помните, как в школе, читая текст, вы водили пальцем/карандашом по нему или следили за ним движением головы? Так вот, эта история именно об этом. Оказывается, такой метод серьезно ускоряет процесс чтения. Не забывайте концентрироваться на каждом слове, если вы хотите запомнить поступающую информацию.

Скорочтение, на самом деле, показано не всем. Большинство людей способны обрабатывать огромное количество прочитанной информации на высокой скорости, но есть и те, кто не может. Если вы заинтересовались, дайте скорочтению шанс, но не расстраивайтесь, если не получится. Есть и другие варианты:

Пропускайте те участки (или даже главы), которые вам не нужны

Еще одна уловка, увеличивающая вашу скорость чтения, - пропускать не нужную информацию. Как однажды сказал бывший британский премьер-министр Артур Джеймс Бальфур: «Человек владеет искусством чтения лишь наполовину, если не добавил к этому умение пропускать ненужный текст.»

Пропуск ненужного текста является одним из методов скорочтения, и, хотя это не лучший способ для школьников и студентов, но, к примеру, для ученых, заинтересованных только в определенных участках той или иной книги, метод отлично экономит время. Профессор Дэвид Дэвис поделился своей стратегией для эффективного скимминга:

1. Начните с введения или с предисловия. Внимательно прочтите их, чтобы понять, в чем главная фишка книги и где находится нужная для вас информация.

2. Прочитайте последнюю главу или заключение.

3. Пробегитесь по всем главам и прочитайте первый и последний параграфы.

Очевидно, что вы не будете так делать с каждой книгой. Мы и не советуем. Скимминг лучше всего применять к тем книгам, в прочтении которых вы заинтересованы не сильно или для беглого знакомства с книгой и выявления участков, которые вас больше всего интересуют для последующего подробного ознакомления с ними.

Слушайте аудиокниги, когда не можете читать

Когда вы куда-то едете, готовите еду или занимаетесь спортом и других случаях, когда вы не можете читать, слушайте аудиокниги. Это отличный способ эффективного использования времени.

Читайте одновременно несколько книг

В прошлом году Джеф Райан поставил сам себе планку в 366 книг, которые он должен был прочитать за год. Такая цель кажется невероятной, пока вы не узнаете, как её добился Райан:

Идея прочтения по одной книге в день от корки до корки быстро провалилась. Были у Джефа и такие дни, что он был загружен работой и воспитанием детей, и у него не было ни минуты свободного времени на чтение. В итоге он воспользовался методом параллельного чтения и в итоге сумел выполнить свой непростой челленж.

Конечно, Джеф совмещал эту тактику и с другими, которые мы здесь привели. Техника чтения нескольких книг одновременно подразумевает, что вы можете различать читаемый материал и он не сливается в голове в сплошную кашу. Если есть признаки такого поведения, адаптируйте метод под себя: читайте одновременно книги разных жанров и форматов (пример: комикс, роман и аудиокнига).

Откажитесь от книг, которые не работают для вас

Совет кажется очевидным, но мы все-таки остановимся на этом пункте поподробнее. Итак, если вы прочли уже несколько глав, а удовольствия или пользы от прочтения не чувствуете, то просто перестаньте её читать. Подумайте, почему вы не наслаждаетесь чтением. Это просто неподходящая книга в неподходящее время? Если так, то просто отложите её до лучших времен. Вам кто-то порекомендовал книгу, а она вам не нравится? Верните её продавцу, передарите или отдайте библиотеке. Не тратьте ваше драгоценное время на книги, которые вам не нравятся.

Резюме

Окиньте взглядом книги, которые вы хотите прочитать. С помощью описанных выше методов вы осилите их за меньшее время. Установите себе график чтения и вперед!

Люди, которые знают много разных фактов и дат всегда поражают своими знаниями. Умение вести доклад без помощи дополнительных материалов часто кажется магией.

Как лучше запомнить прочитанное


На самом деле это не магия, а просто искусство хорошо запоминать информацию, в том числе и текстовую. Если и Вы мечтаете читать и не забывать прочитанное через несколько минут, обратите внимание на наши советы.

1. Быстро просмотреть текст

Большинство людей читает книгу с первого предложения и до последнего друг за другом. Но чтобы чтение было более эффективным, перед тем, как серьезно взяться за текст, пробегитесь глазами по всему тексту, чтобы ознакомиться с ним и с его структурой. Очень часто в книгах основные моменты кратко описано в начале раздела, поэтому пробежавшись по ними, можно определить, на что в первую очередь нужно обратить внимание.

2. Выяснить, зачем читаете

Перед тем, как начать читать, нужно четко определить, какую информацию Вы хотите почерпнуть из книги и зачем она Вам. Это поможет понять, что в тексте важно, и не позволит мозгу проигнорировать такую ​​информацию. Например, если у Вас в руках огромная научная работа о динозаврах, а Вам надо изучить только птеродактилей, то сформулировав цель чтения, Вы поможете мозгу выделять информацию именно о них, а на остальное не обращать внимания. Таким образом, данные о птеродактилях запомнятся лучше.

3. Окунуться в текст

Вероятно, Вы замечали за собой такое, что иногда, читая текст, взгляд просто бродит по страницам, а мысли в голове совсем о другом. Это происходит из-за того, что Вы не концентрируетесь на самом тексте и отвлекаетесь на посторонние мысли, звуки и т. п. Погружение в книгу — это ключ к хорошему запоминания прочитанного, ведь тогда Вас ничто не отвлекает от восприятия информации. Нужно сделать книгу своей реальностью, и тогда будет легче вспомнить, о чем в ней шла речь. Если сложно сконцентрироваться на тексте, все вокруг мешает, Вам могут помочь генераторы шумов. Они создают одинаковый шум, который блокирует посторонние звуки, но сам не отвлекает.


4. Читать слова группами

5. Делать заметки

Как быстро запомнить прочитанное? Задействуйте различные виды памяти. Всем известно, что сочетание различных видов памяти — зрительной, слуховой, тактильной и т.д. — способствует лучшему запоминанию новой информации. Поэтому при изучении материала желательно его записывать, напевать, пересказывать. Можно записывать кратко тезисы, рисовать схемы, таблички — как Вам удобно.

6. Искать ассоциации

Большинство новой информации для человека на самом деле не является новой, она базируется на уже известных знаниях. Поэтому если связывать то, о чем читаешь, с чем-то уже известным, вероятность запомнить в разы возрастает. Например, можно связывать исторические даты с датами из своей жизни. Также эти связи помогают мозгу не только лучше запоминать, но и быстрее вспоминать новые знания при необходимости.


7. Усиливать впечатление от прочитанного

Когда вы очень чем-то поражены — идеей, звуком, картинкой, — вероятность запомнить это намного возрастает. Поэтому надо при чтении усиливать впечатление от текста. Можно прекратить читать и подумать о какой-то сцене из книги, представить себя героем романа. Связывайте информацию со своими чувствами (читая о змеях, чувствуйте страх, о котиках — радость и уют).

8. Визуализировать прочитанное

Этот совет перекликается с предыдущим. Как хорошо запомнить прочитанное? Постарайтесь ее визуализировать, то есть представить в виде картинок. Визуализация помогает не только более четко представить прочитанную информацию, но и сочетать одни данные с другими, например, лица людей с их именами.

9. Никогда не считать информацию слишком легкой

Когда попадаете на какую-то информацию, которая Вам кажется довольно легкой, Вы думаете, что на нее не стоит обращать внимание, потому что она и так запомнится. Однако это ощущение обманчиво. Как правило, в таких случаях информация проходит мимо человека. Даже чтобы запомнить простое, надо это повторить.

Более понятно будет из этого примера:

Если Вы хотите запомнить страницу, на которой Вы остановились, видите — 44 и думаете: «А, это очень легко запомнить». Вы закрываете книгу и через некоторое время скорее всего забудете это число. Но если обратить внимание, что это две четверки, мысленно спросить себя, на какой странице Вы остановились и ответить, шансы вспомнить это, когда вернетесь к чтению, будут гораздо выше.


10. Повторять прочитанное

Если прочитать текст 10 раз, несомненно, из него запомнится гораздо больше информации. Этот принцип знают все, особенно на примере песен — специально их не учите, но после нескольких раз прослушиваний, они запоминаются сами собой.

Как запомнить прочитанный текст, если он очень объемный? Понятно, что большую книгу Вы не будете перечитывать 10 раз. Для этого можно выделить главные моменты и повторять только их.

11. Заставить себя вспоминать изученное

Бывает, читаешь книгу, будто внимательно, кажется, что все запомнил, изучил и, закрыв ее, ничего вспомнить не можешь. В таком случае заставляйте себя вспоминать прочитанное. Как идея — напишите на отдельных бумажках вопросы, доставайте их по очереди и отвечайте. Так можно определить «белые пятна» в знаниях и перечитать нужные отрывки.

Правило №1. Первый раз текст любого уровня сложности необходимо прочесть за один подход. Нельзя возвращаться глазами назад по уже прочитанному тексту. Возвращение к тексту и осмысление прочитанного происходит только после первого прочтения без регрессий.

Правило № 2. Пользуйтесь алгоритмом чтения, позволяющим вам получать наибольшее количество информации после первого же прочтения. Прочтите сначала название и автора. Осознайте и прочтите название источника и данные из него. Поймите основную проблему. Извлеките факты для последующего осмысления.

Подумайте над особенностями материала, отнеситесь к нему критически. Определите новое в прочитанном.

Правило №3. Для последующего осмысления пользуйтесь алгоритмом, состоящим из трёх блоков. Первый блок – ключевые слова, второй – смысловой ряд, и третий – доминантная информация, главная смысловая часть.

Правило № 4. Читайте без артикуляции. Это поможет вам укорить мысленную обработку информации.

Правило № 5. Концентрируйте внимание. Развивайте периферическое зрение и память.

Читать без регрессий: как и почему?

Регрессии – это возвратные движения глазных яблок с целью повторного прочтения ранее просмотренного текста. Это самый частый недостаток, встречающийся у людей, осваивающих технику скорочтения. Количество регрессий может составлять около 5% возвратов на 200 слов. Это существенно снижает быстроту и качество чтения.

Скорость чтения и его техника должны быть подчинены единственно тем целям, задачам и установкам, которые ставит перед собой сам читатель.

Регрессия возникает у читателей в силу привычки или низкого уровня концентрации внимания. Зачастую избавиться от регрессий можно с помощью внутренних установок и концентрации внимания.

Однако, в особых случаях можно прибегнуть к методам аутогенных тренировок.

Избавление от регрессий увеличивает скорость чтения мгновенно в несколько раз.

Читать без артикуляции: сложности и особенности

Артикуляция – это движения артикуляционного аппарата (губ, языка, сокращение голосовых связок, гортани). Артикуляция может происходить беззвучно.

Чтение текста про себя зачастую сопровождается беззвучным проговариванием прочитанного. Это также значительно влияет на снижение скорости чтения и происходит из-за того, что человек читает не глазами, а гортанью.

Таким образом, скорость чтения ограничена «речевой скороговоркой» - скоростью устной речи, когда человек говорит очень быстро.

Внутреннее проговаривание - определённый вид мысленной артикуляции. Только полностью избавившись от всех видов артикуляции (чтение вслух, беззвучная артикуляция, внутреннее проговаривание), можно приблизиться к успешному скорочтению.

Для начала можно использовать метод «стук-ритм» (выстукивание темпа чтения с помощью указательного пальца). Для подавления внешней артикуляции можно прижимать палец к губам во время чтения.

Увеличение скорости чтения также избавит от проговаривания. Чем больше мозгу нужно будет обрабатывать информации, тем меньше времени у него останется на «лишние» действия. В том числе и на артикуляцию.

Хотите прямо сейчас улучшить свою память? Получите руководство по развитию памяти от рекордсмена России! Скачайте бесплатно методичку :

Реципация: что это такое?

Реципация – обоснованные возвраты к уже прочитанному тексту. Следую первому правилу быстрого чтения необходимо прибегать к реципации только после первого, без регрессивного, прочтения текста.

Цель этого процесса – осмысления трудностей, встреченных в тексте во время первого прочтения. Потребность в ней возникает при появлении мыслей, идей или вопросов, вызванных текстом.

Зачем постоянно развивать внимание и память?

Внимание является важнейшим катализатором в процессе чтения. В моменты рассеянного внимания большие фрагменты текста прочитываются механически. Это серьёзно влияет на общее понимание прочитанного и способствует частым регрессиям.

Концентрация внимания способствует более полному и быстрому пониманию прочитанного текста, что существенно снижает количество регрессий и реципаций.

Внимание характеризуется несколькими факторами: концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объём.

Концентрация внимания – уровень собранности, концентрированности читателя на чтении.

Устойчивость определяет, насколько долго читатель может концентрировать своё внимание на чтении.

Фактор переключения внимания определяет насколько быстро человек может сменить объект концентрации внимания, перенести его из одной сферы деятельности в другую.

Собственно объём внимания определяется количеством предметов, охваченных вниманием человека при быстром предъявлении.

Необходимо ежедневно выполнять обязательную норму.

Общепринятая норма для большинства техник скорочтения составляет: две - три газеты, один журнал (желательно технического или научного уклона) и 100–150 страниц любой книги.

Изучение и применение техники быстрого чтения осуществляется благодаря влиянию на разные стороны психофизической деятельности человека.

Усердие и регулярность – залог быстрого освоения техники скорочтения.

Запоминание во время быстрого чтения: реально ли это?

Учёными, во время ряда экспериментов, было доказано, что быстрое чтение в значительной степени активизирует процессы мышления и является одним из прогрессивных средств улучшения качества учебного процесса.

Отказ от регрессивного (медленного) чтения способствует увеличению коэффициента понимаемой и усеваемой информации по отношению к количеству прочитанных символов во время первого прочтения.

Как дать себе установку на запоминание?

Необходимо дать себе команду на запоминание и максимально настроится на работу. Предварительно нужно оценить сложность и объём предстоящей информации.

Сконцентрироваться на необходимой скорости чтения. Оценить примерное количество времени, которое необходимо для прочного усвоения материала. В этом времени необходимо выделить промежуток для запоминания и часть времени для повторения.

Самой лучшей установкой является самоконтроль качества прочитанного материала. Можно использовать метод аудирования или пересказывания изученного материала.

Технология запоминания

Отлично работает приём образного группирования. Его суть состоит в том, чтобы выделить в тексте семь основных смысловых блоков (ключевых идей). Для каждого выделенного блока необходимо создать мысленный образ, ключевую картинку.

В каждой картинке должно быть не более семи ключевых деталей. Выбранные образы должны быть яркими, объёмными и легко запоминающимися.

На 10–20 секунд нужно зафиксировать образы в кратковременной памяти. Это необходимо для того, чтобы перевести их в архив долговременной памяти. После этих манипуляций ключевое слово будет вызывать картинку, а она потянет за собой смысловой отрезок прочитанного текста.

Эффективные упражнения для освоения техники быстрого чтения

Метод пристрелки

Текст нужно просмотреть за 30 секунд. После этого необходимо сформировать мысленные ответы на 3 вопроса:

  • какие три факта были наиболее запоминающимися?
  • что необходимо уточнить?
  • где в тексте находятся основные мысли?
  • как можно кратко выразить идеи текста?

Процесс просматривания текста повторяется 4 раза.

Каждый раз, после просмотра, необходимо представить факты изученного текста в виде сюжетных изображений, образов. Нужно чётко выделять новизну полученной информации после каждого просмотра.

Техники скорочтения известных людей

Большинство великих политиков и творцов в совершенстве владели техникой быстрого чтения.

  • Владимир Ильич Ленин читал более 2500 слов в минуту. Именно в этом скрылся секрет огромного количества знаний и умений вождя.
  • Иосиф Сталин владел выдающейся библиотекой и читал каждый день не менее 500 страниц. Он использовал цветные карандаши для выделения ключевых слов и мыслей текста. Несколько за один сеанс чтения.
  • Раймон Луллия изобрёл первые техники скорочтения, которые позднее в совершенстве освоили Александр Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди и другие.
Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Ученые установили закономерность между скоростью чтения и успеваемостью учеников средней школы: отличники, как правило, читают со скоростью 130-170 слов в минуту, хорошисты довольствуются скоростью 100-135 слов, троечники – 90 слов в минуту и ниже.

Это яркая иллюстрация того, что обучиться методам скорочтения нашим детям просто необходимо. Темой нашей сегодняшней беседы станет скорочтение, упражнения для детей школьного возраста.

Ваш ребенок давно знает азбуку, читает словами, но скорость чтения его по-прежнему оставляет желать лучшего. Причина не в его желании/нежелании, а совсем в других факторах:

  • Неразвитое внимание;
  • Слабая артикуляция (дикция);
  • Регрессия глаз;
  • Довольно узкое поле зрения.

В предыдущей статье мы уже подробно останавливались на разборе каждого из них. Методика быстрого чтения для детей преследует цель избавиться от этих побочных эффектов.

Над чем будем работать

  1. Развитие артикуляции;
  2. Улучшение внимания;
  3. Подавление регрессивных движений глаз;
  4. Подавление артикуляции (визуальное чтение);
  5. Расширение поля зрения;
  6. Развитие анципации.

Методика проведения занятий

Оптимальный режим занятий по скорочтению в домашних условиях – это ежедневные занятия по 20 минут и 5 минут перед сном.

Урок будет выглядеть примерно так:

  • Артикуляционная разминка. Чистоговорки, скороговорки читаем шепотом и в полный голос. Чтение небольшого текста вслух;
  • Основная часть. Работа с таблицами Шульте;
  • Подавление артикуляции. 1-2 упражнения;
  • Упражнения для корректировки внимания;
  • Упражнения на борьбу с регрессией (на начальном этапе) или на развитие анципации (в последующих занятиях);
  • Чтение в паре с взрослым для форсированной наработки скорости;
  • Заключительная часть. Рисование по мотивам прочитанного текста.

Перед отходом ко сну уделите пять минут чтению с пересказом (ребенок читает небольшой текст и пересказывает своими словами), или жужжащему чтению.

Артикуляционная разминка (упражнения)

  1. Согласные. Просим школьника сделать полный вдох, выдыхая, он проговаривает ряд из 15 любых согласных звуков: Ф,Щ,Л,В,Ш,К,Т,С,П,Н,Г,Ж,Б,Н,Р.
  2. Задуть свечу. Пусть ребенок наберет побольше воздуха в легкие и задует одну большую воображаемую свечу. А теперь задуем 3 маленьких свечки: выдыхаем воздух тремя порциями;
  3. Лифт тронулся. Взрослый и ребенок находятся в воображаемом лифте, который движется с первого этажа на десятый. Громко называем этажи, с каждым разом все больше повышая голос. Цифры называем четко, не проглатывая окончания. Дошли до последнего этажа – едем вниз, постепенно понижая голос.

Развитие поля зрения

Доказано, что процесс чтения текста состаит из:

  • Движения глаз;
  • Их остановки.

Причем восприятие текста происходит именно на втором этапе. Значит, чтобы повысить скорость чтения, нужно сократить кратность остановок глаз, при этом поле видимости должно максимально увеличиваться, чтоб захватить соседние слова и предложения.

Этого эффекта можно достигнуть занимаясь с таблицами Шульте.
Таблицы представляют собой сетку 5Х5 квадратов, в которую вписаны числа от 1 до 25.
Учащийся последовательно находит все числа на скорость.

Идеальный результат – уложиться в 5 секунд. Секрет данного задания в том, что глаза всегда должны находиться в центральной части таблицы, в этом случае поле зрения будет максимальным.

Помимо поля зрения таблицы Шульте способствуют развитию оперативной памяти.

Подавление регрессии

Регрессия – это способность читателя возвращаться глазами к строчке, которая уже была прочитана. Любой скажет, что такой способ чтения крайне медленный и нерациональный.

Упражнение.

Читаем текст и каждое прочитанное слово прикрываем специально заготовленной закладкой. Тренируясь таким образом, уже через неделю можно избавиться от регрессии.

Подавление артикуляции

Артикуляция – это проговаривание читаемого текста. Она важна, когда школьник читает вслух (чем меньше он запинается, тем выше техника чтения), но совершенно неприемлема, если мы хотим добиться скорости от 150 слов и выше (человек с такой скоростью говорить не может).

Методика скорочтения для детей подразумевает развитие визуального чтения, когда артикуляция всячески подавляется и текст читается быстрым скольжением глаз. Установлено, что в этом случае резко повышается качество восприятия текста и улучшается процесс запоминания.

  1. Под музыку. Читаем текст при включенной музыке, для начала лучше брать просто музыку, без пения. Со временем переходить на чтение под песенное сопровождение. Обязательное условие: по окончании ребенок должен ответить на вопросы по тексту.
  2. Шмель. Учащийся занимается чтением, одновременно произнося жужжащий звук, как будто летит шмель. Это одно из важнейших упражнений в скорочтении.
  3. Стук-ритм. Читаем текст и простукиваем карандашом определенный ритм. Ритм следует выучить отдельно и довести до автоматизма. Задание выполняется сначала в среднем темпе, ускоряясь к концу.
  4. Замочек. Ребенок плотно прикрывает рот, прижимает палец к губам и начинает читать текст как можно быстрее. По прочтении отвечает на вопросы.

Упражнения на корректировку внимания

Данная часть очень важна, так как из-за недостаточного внимания ухудшается качество восприятия читаемого текста.

  1. Слова-заморочки. На листочке выписываются пары слов, в которых одна буква различается, остальные похожи, например, СОН – КОН, ЛЕНЬ – ПЕНЬ и т.д. Спросите у учащегося, в чем особенность этих слов, чем похожи, а чем нет. Пусть школьник продолжит ряд;
  2. Дается длинное слово , например, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Пусть занимающийся составит из букв этого слова как можно больше коротких слов. Посоревнуйтесь с ним. Кто окажется первым?
  3. Шрифты. Ребенку предлагается прочитать текст, в котором каждое слово написано разными шрифтами вперемешку. Цель задания: научиться читать любой текст с искажениями на максимальной скорости.
  4. Путаница. Предварительно на листе бумаги пишем предложения, переставив слова местами, например, «поздно девицы под вечерком пряли окном три». Достаточно 6-10 штук таких путаниц. Задача ребенка – распутать.

Развитие анципации

Анципация – это способность угадывать слово по смыслу. В программу обучения скорочтению упражнения на повышение анципации обязательно включаются, чтобы ученик, не видя крайние слова на странице, мог по смыслу уловить их значение.

  1. Линейка. Прикрываем часть текста справа или слева линейкой или закладкой на ширину от 5 до 12 символов. Ребенок читает текст в обычном темпе.
  2. Читаем кувырком. Учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз. Упражнение хорошо развивает смысловую догадку и память. Можно попробовать почитать текст, повернув его на 90 градусов.
  3. Половинки. Берем лист бумаги и наполовину закрываем одну строчку текста, который в это время читает ребенок. Закрываются только верхние половинки букв, нижние должны быть видны. Строчка прочитана. Теперь закрываем следующую строчку и так идем дальше. В этом методе зашифрована «военная хитрость»: если ребенок хоть немножко догадлив, он попытается читать строчки еще до того, как их закроют листом. Так наращивается скорость!

Чтение в паре с взрослым

Это обучение быстрому чтению детей школьного возраста с использованием навязанной скорости чтения. Ребенку приходится подстраиваться под скорость взрослого, а значит, читать чуть живее.

  1. Параллельное чтение. Взрослый читает текст, меняя скорость – то быстрее, то медленнее. Учащийся должен поставить палец на текст и следить, ни разу не сбиваясь.
  2. Эстафета. Попеременно текст читают то взрослый, то ребенок. Причем смена ролей может быть внезапной (необязательно в конце абзаца). По возможности, взрослый пытается ускорить темп.
  3. Хвостик. Взрослый начинает читать текст, а учащийся вступает чуть позже, с опозданием на 4 слова. Текст читается вслух, вполголоса. Задача ученика – не сбиться.

Заключение

На этом я заканчиваю. Тренируйтесь, обучайтесь, осваивайте новые вершины!

Если хотите узнать больше, рекомендую книгу Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное» . В ней даются упражнения для развития техники чтения в трех возрастных категориях детей, в том числе скорочтение для дошкольников.

Методика удобна для занятий по наработке техники чтения дома, так как содержит теоретический материал в кратком виде и задания с подробной инструкцией.

Пишите о своих впечатлениях, трудностях или победах в комментариях. Приглашайте друзей, знакомых.

Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования - об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.

Готовим к чтению дошколят

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.

На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

Учим читать правильно

Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго - к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.

Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

Занятия в первом классе

Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.

Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.

Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

Упражнения

Слоговая таблица скоростного чтения

В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.


Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали. Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

Хоровое произнесение текста

Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.

Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

Комплексная программа для чтения

  • многократное повторение написанного;
  • чтение в быстром ритме скороговорки;
  • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.

В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

Варианты упражнений

  1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
  2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
  3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:

Программа для детей старше 8 лет

  1. Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
  2. Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
  3. Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
  4. Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
  5. Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.

Скорость чтения является важным показателем прогресса и должна регулярно отслеживаться

Стимулируем результатами

Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.

Особенно важно подтянуть чтение к концу третьего класса. В этом возрасте ребенок должен прочитывать минимум 120 слов в минуту. Скорочтение для детей – отличный вариант, чтобы научить ребенка ускорить темп чтения и в то же время понимать прочитанное, читая «про себя».

Все дети медленно читают. Скорость чтения зависит от словарного запаса ребенка и от того, сколько времени он уделяет учению. Если ваш ребенок слишком медленно читает, получает по чтению низкие оценки, а учителя вас просят заниматься с чадом, то пора осваивать скорочтение в домашних условиях. Конечно, можно воспользоваться услугами частных преподавателей, которые за "совсем скромную сумму" займутся вашим ребенком, но стоит ли платить, если есть возможность самостоятельно заниматься? В этом есть и еще один плюс: вы сможете больше времени проводить со своим сыном или дочкой.

Что такое скорочтение?

Если ребенок стал отставать в школе по многим предметам и ему не хватает времени, отведенного на урок, чтобы ознакомиться с предоставляемой информацией в учебнике, будет просто отлично обучить его скорочтению. Конечно, он не станет гением, который сможет полностью прочесть все листы за то время, когда одноклассники читают только первую страницу. Скорочтение подразумевает выделение только главного и полное отметание ненужной информации, то есть того словесного мусора, который на суть излагаемого не влияет.

С какого возраста можно учить ребенка скорочтению?

Здесь нет определенного порога. Мнения специалистов разделяются, и кто-то считает, что необходимо обучить скорочтению ребенка до десятилетнего возраста, а кто-то с этим мнением спорит, утверждая, что до четырнадцати лет невозможно обучиться такому приему.

Скорочтение в домашних условиях для детей стоит начинать с того возраста, когда ребенок может правильно осмысливать текст, то есть не только может читать, но и понимает суть. Этот возраст у всех разный и во многом зависит от воспитателей в детском саду, преподавателей начальных классов и родителей. Итак, чтобы понять, что ваш малыш готов усваивать скорочтение, стоит ориентироваться на четыре основы:

  1. Умение не только различать буквы, но и строить из них слоги, слова.
  2. Правильное восприятие прочитанного. То есть если ребенок читал про черепаху, а говорит, что про коня, то он не готов, так как не понимает смысл.
  3. Умение из всего текста выбирать только главное.
  4. Может пересказать прочитанный материал.

А для того чтобы скорочтение в домашних условиях (упражнения по овладеванию этим навыком мы опишем) принесло больший эффект, стоит отталкиваться от активности чада. Если он не усидчивый, то стоит немного подождать, пока гиперактивность не пройдет.

Ошибки, допускаемые при обучении

Как научиться скорочтению в домашних условиях без желания? Ответ один, совсем невозможно, поэтому, прежде чем начинать курс, стоит отталкиваться от желания ребенка. Если он совершенно не хочет читать (касается дошкольного возраста), то не стоит его заставлять, так как желание учиться совсем пропадет. Итак, если ребенок настроен учиться, то можно начинать.

Первое, что стоит запомнить каждому родителю, что на первоначальные навыки не стоит тратить много времени, и начальные упражнения не должны длиться более пятнадцати минут. После этого стоит дать ребенку отдохнуть около часа и продолжить дальше. Почему? Просто небольшое количество материала усваивается быстро, а из большого объема ребенок может абсолютно ничего не запомнить.

Обучайте ребенка не буквам, а звукам, то есть говорите не "ЭМ", а "М". В противном случае чадо прочтет вместо "мама" - "эмаэма".

Учите сразу читать слогами, а не по буквам, так процесс пойдет быстрее. Пресекайте все попытки малыша шевелить губами при чтении про себя. Педагоги уверяют, что при таком шевелении ребенок будет слишком долго осмысливать одно и то же слово.

Скорочтение в домашних условиях для детей: упражнения для мозга

Конечно, можно выбрать методику самостоятельно, но можно и воспользоваться проверенным методом, который используют специалисты. Главное, выбрать один метод обучения, а не менять его ежедневно. Итак, начинаем усваивать скорочтение в домашних условиях, эффективный курс начнем с тренировки мозга.

Найти пару

Чтобы развивать скорость мышления, можно начинать это упражнение с самого раннего возраста, главное, чтобы малыш уже знал буквы и умел работать со слогами. Можете купить, а можете и самостоятельно нарисовать карточки, на которых будут написаны слоги. Разложите их на столе в беспорядочном положении и предложите ребенку составить слова, которые он сможет найти. Например: "во-да", "па-па", "ба-ба". С каждым упражнением усложняйте задачу, добавляя в слова по одному слогу.

На карточках должны быть слоги тех слов, которые ребенок уже видел, здесь главное - внимание, память.

Чтение за минуту

Возьмите книгу, которую вы еще не читали, и предложите ребенку прочитать несколько строчек. Сами же засеките время и пометьте карандашом то место, где он остановился по прошествии минуты. Потом вновь попросите прочесть этот же отрывок, и количество слов в этот раз будет больше. Повторяйте упражнение каждый день.

Анаграммы

Скорочтение в домашних условиях станет гораздо продуктивней, если усиленно тренировать зрительную память. Напишите на листе бумаги неправильное предложение, а на другом - его исправленный вариант. Например: "На зеленом лугу сидела лягушка" и "Лугу на зеленом лягушка сидела". Попросите ребенка быстро прочесть первый вариант, а потом так же быстро - второй. Вы удивитесь, но малыш и второй вариант прочтет так же правильно, как и первый. Это и есть зрительная память.

Точно так же можно поступить не с предложениями, а со словами, убрав из второго варианта все гласные или несколько букв.

Если с первого раза не получилось, попросите найти допущенные в предложении или слове ошибки, и продолжайте тренировки каждый день.

Зрительное восприятие

Проводите с ребенком диктанты, только не те, которые мы привыкли писать в школе, а зрительные. Возьмите книгу с крупными буквами и чистый лист. Закройте от ребенка все предложения, кроме первого, и дайте ему минуту на его изучение. Потом закройте весь текст, и пусть он на листе напишет то, что прочитал. Точно так же поступайте с последующими предложениями.

Не кнутом, а пряником

Если у вашего ребенка не получается усваивать скорочтение в домашних условиях, упражнения не даются так, как нужно, то ни в коем случае его не ругайте. Пытайтесь вновь и вновь, и за каждый успех обязательно хвалите. У обучаемого должно быть только хорошее настроение, позитивный настрой и положительные эмоции. Если вы будете его ругать, то он будет зажиматься внутренне, и, скорее всего, успехов не придется ждать, а результат будет все хуже.

Для чего нужно скорочтение ребенку?

Скорочтение помогает быстрее усваивать пройденный материал, устранить все погрешности в чтении. Например, если ребенок часто "запинается", путает буквы и слоги, "проглатывает окончания", то эта техника поможет избавиться от этих моментов.

Увеличивая скорость прочтения, ребенок будет больше успевать в школе, научится отделять главное от ненужного в пройденном материале.

Скорочтение отлично развивает память. Это очень важно при обучении, ведь ежедневно детям выдается огромное количество информации, и развитая память поможет лучше усваивать информацию, а значит, и оценки улучшатся!

Кроме чтения и предоставленных выше упражнений, ребенку стоит упражняться и в скоростной речи. Подготовьте для него скороговорки, пословицы и поговорки. Скорочтение в домашних условиях будет продуктивней, если малыш сможет быстро говорить.

При чтении кладите книгу к себе на колени, и, читая, ведите пальцем вдоль строки, ребенок должен сидеть рядом и пытаться успеть за вашим движением. Каждый раз ведите пальцем немного быстрее.

Скорочтение для детей в домашних условиях: отзывы

Многие родители, которые самостоятельно занимались с ребенком, заметили после прохождения курса его большую успеваемость в школе. Также дети, прошедшие такой курс, стали гораздо внимательней.

Есть те, кто пишут, что преподаватель не смог обучить скорочтению, так как ребенку на занятиях было некомфортно. С родителями дети себя чувствуют более раскованно.

Есть родители, которые утверждают, что им не хватило терпения самостоятельно обучить своего малыша, и они решили, что это им не так уж и надо.

Основная потребность человека заключается в получении новых знаний и совершенствовании. По этой причине, люди изучают иностранные языки , осваивают музыкальные инструменты и занимаются всевозможными видами спорта. Независимо, какое направление выбрал человек, ему необходимо получить новую информацию. Скорость обучения детей и взрослых напрямую зависит от скорости чтения и восприятия прочитанного.

Не у каждого скорость чтения на должном уровне. В этом нет ничего страшного, надо просто научиться этому.

Прежде чем освоить быстрое чтение, необходимо понять, что такое скорочтение? Нормальной скоростью восприятия считается 160–250 слов в минуту. При таком чтении, человек может за 2 минуты справиться с одной страницей печатного текста.

Рекорд скорости чтения равен 3000 слов за одну минуту. Добиться такого результата не так просто, но выработать скорость чтения равную 500–600 слов в минуту может каждый.

Что касается детей, то для них скорость чтения ниже. В 3 классе, школьник должен читать не меньше 120 слов в минуту. Скорочтение и развитие памяти позволит быстро усваивать новый материал. При этом детям легче учиться.

Быстрое чтение позволяет людям делать акцент на предложения и словосочетания, в которых заложено больше смысла. Таким образом, слова, не влияющие на понимание сути, будут пропущены.

Когда и как приступить к обучению скорочтения?

Классический прием скорочтения заключается в полном подавлении внутреннего проговаривания. Ученики начальных классов лучше усваивают новую информацию, если чтение идентично скорости человеческой речи. По этой причине обучать детей младше 12 лет новым методикам чтения не рекомендуется.

Несмотря на возрастные ограничения, можно прибегнуть к некоторым приемам, благодаря которым, запоминание нового материала проходит быстрее. Следует учитывать ошибки, осуществляемые родителями, при обучении детей:

  • Когда ребенок изучает название буков, а не звуки, он не может прочитать слово. Например, вместо слова «МАМА», ученик читает «МЭААМЭАА». Таким образом, скорость чтения становится ниже в 3–5 раз;
  • Быстрое запоминание новой информации будет осуществляться, если ученик будет читать слоги. Родители не уделяют этому внимание. Дети дома читают не слоги, а перечисляют буквы. Например, слово мама, как «М А М А». Необходимо читать звук.
  • Родители, занимаясь в домашних условиях, заставляют ребенка полностью прочитать текст, при этом никуда не отпускают. Это в корне не правильно. Лучше читать меньше, но чаще.

Освоение техники быстрого чтения в домашних условиях

Школа скорочтения и развития интеллекта быстро бы помогла человеку справиться с поставленной задачей. Современный человек настолько занят, что ему сложно выделить время, чтобы посетить курсы. Поэтому многим, хочется приобрести пособие и заниматься дома.

Обучение в домашних условиях имеет ряд преимуществ:

  • Запоминание усвоенного материала осуществляется быстрее. Это связано с тем, что человек занимается в те часы, в которые ему ничего не мешает и никто не отвлекает;
  • В настоящее время несложно найти методики, позволяющие увеличить скорость чтения, поэтому не возникнет проблем с покупкой специализированных книг;
  • Дома отсутствуют факторы, способные отвлекать усвоения нового материала;
  • Школа быстрого чтения предлагает заниматься несколько часов в неделю. Самостоятельное обучение позволит заниматься столько, сколько нужно.

После прочтения книг по скорочтению, которые написала Васильева, человек способен запоминать больше информации за короткий промежуток времени. Запоминание информации для детей является залогом успешной учебы, а для взрослых – карьерным ростом.

Приобретение необходимых навыков

Чтобы усваивать большие объемы информации, необходимо научить детей избавиться от некоторых не нужных вещей. Это же касается и взрослого человека. В первую очередь запоминание материала исключает следующие вещи:

  • Скорочтению мешает субвокализация - привычка мысленно проговаривать прочитанный материал про себя. Чтобы избавиться от подобной привычки, в момент чтения, необходимо «настукивать» карандашом по столу определенный такт. Также можно мысленно произносить стихи или текст;
  • Плохое периферическое зрение. Человеку сложено охватить взглядом достаточный кусок текста. В этом случае, рекомендуется прибегнуть к вертикальному чтению. Рекомендуется смотреть в центр строки, таким образом, чтобы ее было видно целиком, после этого, перейти на следующую строку;
  • Еще одним затормаживающим фактором является возвратное движение глаз к уже прочитанному тексту. Иногда запоминание материала осложняется невнимательностью или сложностью восприятия. Человеку приходится возвращаться к прочитанным предложениям до 10 раз. Чтобы этого не происходило, рекомендуется закрывать картонкой или тетрадкой то, что уже было прочитано.

Закрепление успеха

Что касается взрослых людей, то техника чтения позволит им добиться успеха в изучении языков и для многого другого. Результаты не заставят себя ждать. Чтобы закрепить успех, рекомендуется выполнять упражнения каждый день.

Вы хотите научиться читать быстрее? Быстрое чтение вовсе не означает, что вы будете быстро пролистывать книги, ничего не понимая и не получая удовольствия от чтения. Смысл, скорее, в том чтобы ускорить чтение, но все равно понимать всю информацию и получать удовольствие. Начните с шага 1.

Шаги

Повысьте темп чтения

    Практикуйтесь понемногу каждый день. Большинство навыков, необходимых для улучшения скорости чтения, не придут сами собой, поэтому вам необходимо ежедневно практиковаться, пока они не станут вашей второй натурой. Даже 15–20 минут практики в день приведут к заметному увеличению темпа.

    • Улучшение скорости чтения потребует времени, так как вам придется научиться читать совершенно по-новому. Помните, что в детстве вам потребовался не один год, чтобы научиться хорошо читать, поэтому будьте терпеливы и в этот отрезок времени.
    • Хороший способ отслеживать прогресс - регулярно замерять время. Установите таймер, и посчитайте, сколько слов вы читаете в минуту. Чем больше вы практикуетесь, тем больше должно становиться данное число.
  1. Начните с более простого материала. Когда вы учитесь читать быстрее, будет хорошей идеей начать с более простого материала - книги, которая вам нравится или легка для понимания - пока ваши способности еще не улучшились.

    • Хорошим выбором, например, будет книга о путешествиях или воспоминания известного человека. Начинать с чего-то очень сложного - например, с учебника по физике? Это усложнит весь процесс, да и искушение бросить будет велико.
    • Как только ваши навыки улучшатся, и вы поймете, на что нужно смотреть в тексте, вы будете готовы иметь дело с более длинным и сложным материалам. К этому времени вы уже будете знать, какие техники вам больше всего подходят, и научитесь определять наиболее важные части текста.
  2. Используйте палец или закладку, чтобы задать темп. Хорошей идеей будет использовать палец, ручку или закладку в качестве указки, перемещая их по тексту по мере чтения. Использование такого указателя не даст вам потерять, где на странице вы находитесь (и избавит от необходимости возвращаться выше и перечитывать), но это не единственная его польза.

    • Быстро передвигая указатель по строкам и вниз по странице, вы можете установить любой темп, в каком вы хотите читать, так как ваши глаза будут пытаться успевать за ним.
    • Представьте, что указатель притягивает ваши глаза, как магнит: куда он, туда и ваш взгляд!
  3. Читайте дольше, чтобы улучшить концентрацию. Вашему мозгу нужно время, чтобы подстроиться под ритм чтения, особенно если перед этим вы занимались более активной деятельностью. Постарайтесь читать хотя бы по 15 минут за раз, чтобы дать мозгу время перестроиться и сфокусироваться.

    • Со временем вам будет все проще фокусироваться на чтении.
    • При необходимости делайте перерывы.
  4. Измените свое отношение к чтению. Чтобы увеличить скорость чтения, важно не только применять специальные техники, но и пересмотреть свое отношение к чтению в целом.

    • Рассматривайте чтение не как тяжкую обязанность, которую нужно выполнить во что бы то ни стало, а как возможность - возможность развлечься, узнать что-то новое, расширить кругозор.
    • Какой бы ни была тема - даже если это книга по статистике или истории добычи угля в Западной Сибири, - если у вас будет желание учиться и готовность воспринимать новую информацию, вы увидите, что чтение станет гораздо приятнее и проще.
  5. Знайте, когда нужно замедлить темп. Несмотря на преимущества быстрого чтения, важно понимать, что всегда будут места, на которых необходимо остановиться и сделать усилие, чтобы полностью понять содержание.

    Откажитесь от плохих привычек

    1. Избегайте мысленно проговаривать слова. Многие люди проговаривают слова при чтении - либо шевеля губами, либо мысленно их слушая. Это называется субвокализацией, и она является одной из основных проблем, которые влияют на скорость чтения.

      • Например, самые нетренированные читатели прочитают фразу «лошадь была в конюшне» как «лошадь» + «была» + «в» + «конюшне», то есть прочитав каждое слово по отдельности. Однако у мозга есть потрясающая способность заполнять пробелы в информации, и вы можете натренировать свой мозг обрабатывать «лошадь была в конюшне» как единый кусок информации, содержащий ключевые слова «лошадь» и «конюшня», а остальное ваш мозг подставит автоматически. Таким способом вы можете получить тот же смысл от отрывка текста, прочитав примерно 50% слов из него. Это значительно увеличивает скорость чтения.
    2. Избегайте неэффективного движения глаз. Когда дети учатся читать, их учат внимательно смотреть на каждое слово, прежде чем двигаться к следующему. Однако ваши глаза могут воспринимать за раз более одного слова - обычно до четырех или пяти, - так что такая практика делает чтение гораздо менее эффективным.

      • Постарайтесь расслабить лицо и смотреть не так пристально - это позволит вам за раз увидеть большую площадь страницы. Попробуйте читать хотя бы по четыре слова за раз, прежде чем переместить взгляд на следующий участок текста.
      • Кроме того, постарайтесь использовать периферическое зрение во время чтения. Это позволит вам прочитать окончание фразы без необходимости перефокусировать свой взгляд, что приводит к экономии времени.
    3. Избавьтесь от регрессии. Регрессия - это практика чтения одной и той же фразы или фрагмента текста два или три раза подряд, неважно, специально или нет. Естественно, это сильно увеличивает время чтения, при этом необязательно улучшает понимание материала.

      Создайте подходящую атмосферу для чтения. Многие люди читают медленно просто потому, что они пытаются читать в неподходящей обстановке. Не просто постарайтесь найти место, где не будет шума и других отвлекающих факторов, но поэкспериментируйте, чтобы понять, в какой атмосфере вам читается лучше всего.

      • Если вы предпочитаете тихую обстановку, устройтесь там, где вам не будут мешать телевизор, музыка или разговоры. При необходимости можете использовать беруши или шумоподавляющие наушники.
      • Если вам некомфортно сидеть в полной тишине, можете включить тихую музыку, которая вам уже знакома, чтобы не отвлекаться на новые слова или ритм. Также можете включить генератор белого шума либо аудиозапись звуков ветра или волн.
      • Если вам нравится читать сидя, устройтесь в удобном кресле или даже кресле-мешке. Также можно читать, лежа на диване или в гамаке.
      • Возможно, вам удобнее читать стоя. Тогда можете приобрести конторку или сделать ее самостоятельно, сложив друг на друга несколько устойчивых ящиков.
      • Если вам легче сосредоточиться на чтении, когда вы совершаете какие-то движения, можете щелкать ручкой, постукивать по столу, что-нибудь жевать или болтать ногами.

    Измените способ чтения

    1. Предварительно ознакомьтесь с материалом. Одним из самых эффективных способов повысить скорость чтения является просмотр материала до его чтения. Это поможет вам получить представление, о чем идет речь в данном тексте, а также решить, стоит ли он того, чтобы читать его целиком.

      Поищите самые важные слова. Другая техника состоит в том, чтобы просто просматривать материал и вычленять любые ключевые слова. Таким способом вы сможете понять суть материала, не тратя время, чтобы вчитаться в каждую мелочь.

      • Например, в предложении «грозный лев скрытно охотился на ничего не подозревающую жертву - антилопу» необязательно читать каждое слово, чтобы понять смыл. Разбив фразу на ключевые слова, вы получите «лев - охотился - антилопа», что передает ее основной смысл. Так можно вдвое сократить время, необходимое на чтение текста без существенной потери смысла. Данную технику лучше всего использовать для простых коротких текстов, например журнальных или газетных статей.
    2. Прочитайте первое и последнее предложение каждого абзаца. Если вы читаете статью, книгу или документ только для поиска новой информации, то существует удобная техника - прочитать только первое и последнее предложение каждого абзаца, особенно если в тексте повторяются вещи, которые вы уже знаете.

      • В нехудожественной литературе бывает очень много повторов, а также длинных, многословных объяснений простых идей. Если вы уже поняли идею, нет необходимости читать весь абзац строка за строкой.
      • Это же относится к статьям в газетах и журналах - если вы хотите лишь получить общее представление о содержании, то будете удивлены, узнав, сколько информации можно получить, просто прочитав первое и последнее предложение каждого абзаца.
    3. Пропускайте те части, которые вы уже знаете. Если вы пытаетесь улучшить вашу скорость чтения, вам нужно пропускать информацию, которую вы уже знаете или понимаете, так как чтение данных разделов не даст вам много дополнительных знаний.

      • Вы можете решить, какие разделы стоит читать, просмотрев текст на предмет ключевых слов либо прочитав первое предложение каждого абзаца. Это даст вам достаточно хорошее представление о том, что содержится в тексте, и позволит решить, стоит ли тратить на него свое время.
      • Также этот прием подходит для вещей, которые вам неинтересны. Если вы читаете что-то вроде мемуаров или исторической документалистики, будет вполне нормально пропустить части, которые вас не заинтересовали. Это может быть против вашей природы чтеца, но это сохранит ваше время, а также поддержит интерес к той части, которую вы хотите прочитать.
      • Кроме того, если у вас книга, которая вам не нравится или не может ничему научить, без сожаления бросайте чтение. Многие книги плохо написаны, или их авторам не удается объяснить сложные идеи. Попробуйте прочитать 10% каждой книги из тех, которые вы выбрали, и если вы видите, что книга для вас не подходит, отложите ее и возьмите другую. Это сохранит ваше время и принесет больше пользы в долгосрочной перспективе.
    4. Сохраняйте наиболее важную информацию. Одна из главных проблем, которая возникает у людей, когда они начинают читать быстрее, - это сложность усвоения и запоминания информации, с которой они сталкиваются. Хотя основное решение данной проблемы - это стать более активным и вовлеченным читателем, существует и более специфичные техники, которые вы можете попробовать.

    • Маленькие дети обычно делают ошибки, когда учатся читать, поэтому им нужно двигаться медленно и спокойно. Не ускоряйте данный процесс, так как во время него закладывается фундамент хороших, прочных навыков чтения. Если вы хотите научить своего ребенка читать немного быстрее, делайте это постепенно. Если чтение превращается в пытку, ребенок рискует вообще потерять интерес к нему. Когда у него сформируется большой словарный запас и он полюбит книги, тогда вы можете при необходимости помочь ему увеличить скорость чтения с помощью одного из предложенных выше методов.

Лучшие статьи по теме