Осознанность. Саморазвитие. Личность. Отношения. Творчество

Испытано в ссср. легкие танки light tank m3

Танк был создан на базе Т-5 в 1935 г. и выпускался с 1937 г. в четырех модификациях: M-1 (базовая версия, выпущено 90 ед.); M1A1 (с граненой башней, выпущено 17 ед.); M-1AЕ1 (с дизельным двигателем «Гайберсон» T-1020, выпущено 7 ед.); М1А2 (с улучшенной подвеской и двигателем W-670, выпущено 34 ед.). Всего было выпущено 148 машин, которые использовались в учебных целях. ТТХ танка: длина – 4,1 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,3 м; клиренс – 380 мм; масса – 8,8 т; бронирование — 6-16 мм; тип двигателя — радиальный 7-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения W-670; мощность двигателя – 250 л.с; удельная мощность – 26,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 72 км/ч; запас хода – 190 км; основное вооружение – 1-2 12,7-мм пулемета M-2HB; боезапас – 1 500 патронов; дополнительное вооружение – 1-2 7,62-мм пулемета M-1919A4; боезапас – 2 380 патронов; средства связи — радиостанция SCR-209; экипаж – 4.

Легкий танк М-2А1

Легкий танк М-2А2

Танк был разработан на основе английского танка Vickers Mk-E и принят на вооружение в 1935 г. и выпускался в четырех модификациях: M-2A1 (два пулемета в одиночной башне, произведено 10 ед.); M-2A2 (двойная башня с разнокалиберными пулеметами, произведено 239 ед.); M-2A3 (двойная башня, улучшенное бронирование и ходовая часть, произведено 72 ед.); M-2A4 (одиночная башня с 37-мм пушкой и спаренным пулеметом, произведено 375 ед.). Всего было выпущено 696 машин. ТТХ танка: длина – 4,4 м; ширина – 2,5 м; высота – 2.7 м; клиренс – 381 мм; масса –11,4-12,8 т; бронирование – 6-25 мм; тип двигателя — радиальный 7-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения «Континенталь» R-670; мощность двигателя – 250 л.с.; удельная мощность – 29 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 58 км/ч; запас хода – 320 км; вооружение – 37-мм пушка М-5; боезапас – 103 выстрела; 12,7-мм пулеметом Браунинг M-2 или два 7,62-мм пулемета Браунинг М-2; средства связи — радиостанция SCR-210; экипаж – 4 человека.

Танк был создан на базе танка M-2А4 и серийно выпускался в 1941-1944 гг. Танк выпускался в следующих модификациях: М-3 Stuart I (улучшенный вариант M-2А4, выпущено – 4 525 ед.); М-3 Stuart II и Stuart Hybrid (с дизельным двигателем «Гайберсон», выпущено 1 285 ед.); M-3A1 Stuart III-IV (с новой башней и усиленным бронированием, выпущено 4 621 ед., в т.ч. 211 с дизельным двигателем); M-3A3 Stuart V – (с корпусом из наклонных бронеплит и новой башней, выпущено 3 593 ед.). Всего было построено около 14 тысяч машин. По ленд-лизу, в основном модификация M-3A3, поставлялась в Великобританию (5 473 ед.), СССР (1 676 ед.), Китай и Францию. На базе танка были построены САУ, огнеметный танк и бронетранспортер. ТТХ танка: длина – 4,5 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,4 — 2,6 м; масса – 12,7 — 14,7 т; клиренс – 420 мм; бронирование 10–44 мм; тип двигателя — бензиновый 7-цилиндровый радиальный «Континенталь» W-670-9A или дизельный 9-цилиндровый радиальный «Гайберсон» T-1020-4; мощность двигателя – 250 или 220 л. с; удельная мощность – 15,4 — 17,9 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50-58 км/ч; запас хода – 113 — 217 км; основное вооружение — 37-мм пушка M6; боезапас – 103 — 174 выстрела; дополнительное вооружение – 3 или 5 пулеметов 7,62-мм M-1919A4, боезапас – 7,2 — 8,2 тысячи патронов; средства связи — радиостанция SCR с телефонным переговорным устройством RC 61; экипаж – 4 человека.

В 1941 г. на базе танка M-3A1 была разработана модификация под обозначением М-5. Она отличалась от предшественника установкой спаренного двигателя «Cadillac» с автоматической коробкой передач, усилением бронирования и рядом других новшеств. Применение на этом танке башни с танка M-3A3 привело к получению новой модификации – M-5A1. На протяжении 1942-1945 гг. M-5 было выпущено 2 076 ед., а M-5A1 — 7 585 ед. из которых, 1 431 машину было поставлено по ленд-лизу в Великобританию. ТТХ танка: длина – 4,3-4,8 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,5 м; масса – 15 — 15,7 т; клиренс – 420 мм; бронирование 10–64 мм; тип двигателя — спаренные бензиновые 8-цилиндровые V-образные «Cadillac» Series 42»; мощность двигателя — 220 л. с.; удельная мощность – 12,7 — 13,3 л.с/т; запас вооружения – 161 км; основное вооружение — 37-мм пушка M-6; боезапас – 103-174 выстрела; дополнительное вооружение – три пулемета средства 7,62-мм M-1919A4; боезапас – 6,2 — 6,7 тысяч патронов; связи — радиостанция типа SCR и внутренним телефонным переговорным устройством RC-61; экипаж – 4 человека.

Аэротранспортабельный танк принят на вооружение в 1943 г. Всего было выпущено 830 машин, 260 из которых были переданы Великобритании по ленд-лизу. Корпус сварной, двухместная башня – литая, цилиндрической формы, с кормовой нишей, в которой размещалась радиостанция. По бокам корпуса танка имелись узлы крепления для подвески под самолётом. ТТХ танка: длина – 3,9 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,8 м; клиренс – 250 мм; масса – 7,4 т; бронирование – 10-25 мм; тип двигателя — оппозитный 6‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Лайкоминг» 0-435T; мощность двигателя – 162 л.с.; удельная мощность – 19,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 56 км/ч; запас хода – 177 км; основное вооружение — 37-мм пушка M-6; боезапас – 50 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет Браунинг M-1919A4; боезапас — 2 500 патронов; средства связи – радиостанция SCR-510; экипаж – 3 человека.

Танк принят на вооружение в 1943 г. Всего было выпущено 4 731 машину, 300 из которых были поставлены в Великобританию. На базе танка были построены САУ: M-19, M-37, M-41. ТТХ танка: длина – 5,6 м; ширина – 3 м; высота – 2,7 м; клиренс – 460 мм; масса – 18,3 т; бронирование – 13-38 мм; тип двигателя — спаренные V-образные 8-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения «Кадиллак» Series 44-T24; мощность двигателя – 220 л.с; удельная мощность – 10,9 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 56 км/ч; запас хода – 160 км; основное вооружение -75-мм пушка M-6; боезапас – 48 выстрелов; дополнительное вооружение — 12,7-мм пулемет M-2HB (боезапас – 400 патронов), два 7,62-мм пулемета M-1919A4 (боезапас – 37-50 патронов), 50,8-мм казнозарядный дымовой миномёт M-3 (боезапас – 14 мин), средства связи – радиостанция типа SCR и танковое переговорное устройство; экипаж – 5 человек.

Начиная с 1945 года Армия США нуждалась в новом легком танке, пишет For the Record. Производство легких танков М24 Chaffee было завершено в августе 1945 года с около 4700 выпущенными машинами. Между тем, в период с января по ноябрь 1945 года управление Армии США два раза созывает совещание, каждый раз рекомендуя разработку нового танка.

По требованиям управления армии США новый танк должен иметь более высокую огневую мощь и подвижность, чем М24 и должен быть вооружен 76-мм пушкой, способной пробивать 127-мм (5 дюймов) броню с наклоном 30 градусов на расстоянии 914 метров (1000 ярдов). Танк должен весить примерно 25 тонн.

В июле 1946 года в проектном подразделении Детройтского арсенала началась разработка нового танка, и 27 сентября 1946 года проект официально получил обозначение “T37”. Управлением армии США было рекомендовано изготовить три прототипа танка (в мае 1947 года заказ был уменьшен до двух).

Проектирование было завершено в начале 1949 года и был построен деревянный макет. Машина должна иметь экипаж из 4 человек, двигатель Continental AOS-895-1 (6-цилиндровый 8,2-литровый с турбонаддувом, с воздушным охлаждением, 500 л.с. при 2800 оборотов в минуту). Вес танка – 21,9 т, удельная мощность – 22,83 л.с./т. Максимальная скорость – 66 км/ч.

Броневая защита

Верхний лобовой лист – 25 мм (угол наклона 60 град.)

Нижний лобовой лист – 32 мм (угол наклона 45 град.)

Борт – 19-25 мм

Корма – 19 мм

Лоб – 32 мм (угол наклона 55 град.)

Маска пушки – 25-32 мм

Борт – 25 мм

Корма – 25 мм

Танк вооружен 76-мм пушкой Т94, угол вертикальной наводки – от -9 до +20 град. Скорострельность – 12 выстрелов в минуту. Начальная скорость ОФС – 792 м/с.

Во 2-й фазе разработки танк должен был быть вооружен 76-мм пушкой Т91 с системой управления огнем «Виккерс». Эта фаза впоследствии была переименована в «Т41». 3-я фаза (также имела обозначение «Т41») должна была включать механизацию заряжания для увеличения скорострельности. Первый Т37 был отправлен на Абердинский полигон в мае 1949 года и проходил испытания до августа 1950 года, когда он был возвращен в Детройт. Испытания проводились с учетом опыта боевых действий в Корее.

Наряду с Т37 в Абердине также прошли испытания Т37 2-й фазы (Т41, изготовлены три прототипа), вооруженный 76-мм пушкой большой мощности Т91 в модифицированной башне. Первоначальный проект Т37 был отменен из-за войны в Корее, в то время как проект Т41 2-й фазы (Т37 3-й фазы с автоматом заряжания, прототип не был построен, опять же, из-за Корейской войны) был изменен, в частности, путем изменения внутренней компоновки башни, отказа от пулеметных установок по бокам башни, увеличения размера погона башни. Эта модернизированная версия Детройтского арсенала была переименована в «Т41Е1» и в январе 1951 года компания «Кадиллак» получила контракт на изготовление около 100 танков. Однако контракт был отменен из-за войны Корее (снова), в результате чего проработаны дальнейшие модификации танка, которые привели к появлению M41 Walker Bulldog, но это уже другая история.

В США, как и во всех других странах, к созданию танков в начале военные отнеслись весьма прохладно, тем более что до весны 1917 года официально придерживались нейтралитета. Но среди гражданских лиц такая идея была весьма популярна. Например, к германскому консулу обращался некий К. Шафер, американец немецкого происхождения, с проектом создания одноместной бронированной машины на основе садового трактора, консулу идея не понравилась.

В 1915 году одновременно с предложениями о продаже тракторов М.Виллока, бизнесмен С.Лоув предлагал Вили Вильсону готовые чертежи 30-тонной бронированной машины на базе тех же тракторов. Ответа не последовало. Позже Виллок и Лоув обвинят англичан в копировании тяжелых танков с их чертежей, но специально созданная для этого комиссия установила, аутентичность английского изобретения.

В 1917 году тракторная фирма «Холт» представила машину внешне похожую на «Маленького Вилли»: коробка с гусеницами по периметру, пушка в носовом отделении и пулеметами в спонсонах. Нельзя не упомянуть о так званом «скелете» — гусеничные обводы соединены балками, а между ними кубическая бронированная кабина, увенчанная конической башенкой.

Как часто это бывает, на свои образцы внимания не обратили, а подрались выпускать чужие модели. Планировалось выпустить 4440 штук «6-тонных танков модели 1917 года» образцом выступал Рено FT и 3000 английских Мк VIII которые назвали «Либерти». До конца войны первых выпустили всего 3 штуки, а вторых 7 штук.

Танки США во время Первой мировой войны

Во время американский военный корпус получил от союзников не только материальные части, но и некую тактическую концепцию танковых войск. Согласно ей войска должны состоять из легких и тяжелых машин. Легкие для выполнения разведывательных задач, а медленные тяжелые для непосредственной поддержки атакующей пехоты. Такое не вполне правильное понимание привело к акту правительства 1920 года, в котором категорически запрещалось организация танковых войск. Вся работа по совершенствованию ложилась на созданную при начальнике пехоты танковую комиссию.

Последствия – до 1935 года создано всего(!) 31 танк и не одного серийного. Созданные образцы, скрывая от командования, предаются в кавалерию, но так как танки должны быть с пехотою, то эти называют «боевыми машинами».

Именно вмешательство кавалерии сдвинуло дело, они на маневрах наглядно показали боевую эффективность подразделения только при комбинированном применении. Это официальная версия, кулуарная – пришли к таким выводам, наблюдая за учениями Красной армии. Как бы там ни было, в 1932 году генеральным штабом сухопутных сил принимается программа механизации армии. Нужно сказать, что все образцы танков, которые проходят стандартизацию, получают букву «М», а экспериментальные модели «Т».

До 40-го приняли на вооружение только легкий танк М1 и средний М2, позже наработки по обоих танкам используют в создании среднего М3. Конструкция гениального инженера У.Кристи, которую применяли в танках многих стран, очень нравилась военным, но из-за непонимания генералитетом, в войска направили только несколько образцов.

Танки США времен Второй мировой войны

На лето 40–го, когда в Европе разгорелась война, в рядах США насчитывалось 300 легких и 20 средних танков, тяжелых не было вовсе.
Командование уже прекрасно понимало, что не быть вовлеченными в эту мясорубку им не удастся. Не имея наработок по новым танкам войска, поначалу начали комплектоваться только легкими и средними бронемашинами, причем некоторые выходили в серию, не пройдя даже испытаний. Тяжёлым стал разработанный до войны пехотный танк прорыва, получивший во время стандартизации М6.

Попытки модернизации старых образцов ни к чему не приводят, и принимается решение создания новых образцов. Первые танки имели слабое бронирование и вооружение, в новых моделях пытаются решить в первую очередь именно эти проблемы. Появляется легкий М3 «Стюарт» и средний М3 «Грант/Ли». Но и эти танки довольно посредственны, они не могут на равных противостоять германским машинам. После появления среднего М4 «Шерман» ситуация несколько меняется.

Применение германцами Тигров вынуждает США выпускать тяжелый М26 «Першинг», на котором закончилась серия М2. Одновременно с появлением М26 происходит замена легких танков первого образца на М24 «Чеффи».

До конца войны американцы сконструировали и выпустили авиадесантные танки М22 «Локаст» и плавающие LVT. В большом количестве выпускались истребители танков, и зенитные САУ. Всего за годы войны промышленность США выпустила 103 096 танков и самоходных установок.

Современные танки США

Основываясь на боевом опыте, американское командование в 1946 году принимает обширную программу усовершенствования танков и их агрегатов. Обязательными условиями было: уменьшением размера, веса и стандартизацией запасных частей, чтобы повысить возможности использования танков в самых разных климатических зонах и условиях местности при минимальном использовании дополнительных приспособлений, для увеличения простоты полевого ремонта и обслуживания в целом, а также для достижения экономии в изготовлении танков. Поставленные задачи определи черты будущих боевых машин.

В войсках планировалось использовать легкие, средние и тяжелые танки. Легкие предназначались для разведки и воздушно-десантных войск, а также использования в охранении. В целях повышения мобильности они имели противопульную броню и вооружение достаточное для самозащиты. Под эти цели используют М1 «Уокер Бульдог». Средний танк М46 «Патон» становится основным средним, а последним тяжелым американским танком становится М103.

Опыт боевых действий в конфликтах 50-х показывает несоответствие характеристик танков первого поколения новым военным требованиям: они не могут вести прицельный огонь с ходу, при большом весе и больших габаритах не могут быть авиатранспортабельные (М21), имеют слабую защищенность от радиоактивного излучения и кумулятивных зарядов, довольно ограниченный запас хода и т.д. Анализируя вышеперечисленные проблемы, появляется новая квалификация, уже не по весу, а по огневой мощи. Танки начали делить на легкопушечные, среднепушечные и тяжелопушечные.

Принятая США в 1957 программа танкостроения состояла с двух частей. Первая часть подразумевала создание трех типов танков:

  • Легкопушечных для разведки и боевого охранения.
  • Улучшенных среднепушечных (основной тип).
  • Тяжелопушечных для борьбы с танками противника.

Во время второго, более длинного этапа, планировалось создание двух типов танков:

  • Боевого (основного).
  • Нового типа разведывательного авиатранспортабельного танка.

Во время реализации первой части программы на смену приходят легкий М55 «Шеридан» и средний М47 «Патон II».

Не дожидаясь окончания второго этапа, в начале 60-х военные теоретики предлагают новую концепцию применения танков, а соответственно и новую квалификацию в соответствии с боевым назначением. По новой теории должно быть три вида танков:

  • для ведения боя,
  • для охранения,
  • для разведки.

«Боевой танк» — маневренный, хорошо бронированный и главное — имеет мощное вооружение для ведения огня по противнику в любых условиях.
«Разведывательный танк» должен характеризироваться высокой подвижностью и обладать надежными средствами дальней связи.
«Танк охранения» для борьбы с танками противника должен иметь в первую очередь мощное пушечное вооружение.

Исходя из перечисленных требований, с 1960 года средние и легкие танки заменяют основным боевым М60, а для разведывательных целей применяют бронемашины пехоты.

После 1980 года основным боевым танком становиться танк третьего поколения М1 «Абрамс».

Серийные танки США

Название танка Год выхода
М1 1934
М2 1935
М3 Стюарт 1940
М3 Гранд 1941
М6 1941
М22 Локаст 1942
М5 Стюарт 1942
LVT 1943
М4 Шерман 1943
М24 Чаффи 1944
М 26 Першинг 1945
М 46 Патон 1948
М41 Уокер Бульдог 1951
М47 Патон II 1951
М47 Патон III 1953
М103 1956
М60 1959
М1 Абрамс 1980
Стингрей 1984
ТСМ 1985

Несмотря на то что основную тяжесть ударов войск Вермахта взяли на себя Красная армия и советский народ, американские союзники все же успели повоевать. Конечно, для них та война (чтобы о том не говорили новейшие блокбастеры) развернулась в основном на Тихоокеанском направлении.

Во многом сломить сопротивление японцев и неплохо подзаработать на ленд-лизе им помогли танки Второй мировой войны. Американские машины не столь известны, но все же некоторые из них отличались неплохими характеристиками.

Легкие танки

Учитывая, что легендарный инженер Кристи как раз-таки был американцем, не стоит удивляться обилию легких танков в США. Всего их было четыре, не считая приличного количества самых разнообразных модификаций.

М3 "Стюарт"

Эти американские легкие танки были созданы еще в 1940 году, причем в качестве базы использовался "кавалерийский" М1 и легкий танк М2А4. Компоновка была классической: МТО располагалось в задней части корпуса, боевое отделение и органы управления находились в средней части машины, ведущие катки располагались на носу.

В ходовой части было использовано типичное американское решение на тот период: четыре малых спаренных катка на каждый борт, а также направляющие колеса, укрепленные при помощи мощных рессор. Корпус и башня изготовлялись из обычной листовой брони методом сварки и клепки. Вооружение - пять «Браунингов» 7,62 мм и пушка калибром 37 мм.

Последняя его модификация, М3А3, была выпущена в 1942 году. Вместо пяти пулеметов оставили только три. При изготовлении этой модели использовалась в основном сварка, листы брони были расположены с рациональным наклоном. Считается наиболее массовым легким танком во всем мире, так как всего за пару лет было выпущено почти 24 тысячи машин. Очень много «Стюартов» поставлялось в СССР по ленд-лизу. В отдельных южноамериканских странах «старичков» можно было увидеть в строю аж до 90-х годов 20 века.

М5 "Стюарт"

Представляет собой дальнейшее развитие идей, заложенных еще в М3А3. В принципе, эта американская ветка танков вообще очень схожа, так как инженеры старались использовать только проверенные решения (массовость производства). На вооружении стояла все та же 37 мм пушка и три «Браунинга» 7,62 мм. На этот раз пушку оснастили стабилизатором линии прицеливания.

Танк отличался от предшественника принципиально новой силовой установкой, представленной двумя V-образными бензиновыми моторами с жидкостным охлаждением, принципиально новой конструкцией всего корпуса и башни, а также новыми приборами управления.

М22 "Локаст"

В 1944 году ввиду острой нужды десантных подразделений в собственной бронетехнике был разработан и принят на вооружение М22 "Локаст". В принципе, эти американские легкие танки мало чем отличались от М3. Компоновка осталась абсолютно идентичной: трансмиссия, управление и ведущие катки находились в передней части корпуса, отделение для экипажа - посередине, а двигатели располагались сзади.

Полностью переосмыслена была только конструкция силовой установки, в качестве нее использовался шестицилиндровый карбюраторный двигатель, изюминкой которого было горизонтальное расположение цилиндров. Это позволило сделать весь танк намного компактнее, уменьшив его силуэт и габариты. Пушка осталась прежней. Расположение и конструкция катков были унаследованы от М3. Только направляющие колеса были сделаны более массивными, сопряженными с более качественными рессорами.

М24 "Чаффи"

Эти американские танки Второй мировой начали выпускаться также в 1944 году. Ввиду переосмысления роли легких танков использовались преимущественно в качестве разведывательных и десантных. В них было много деталей и узлов от М3 и М5 (гидромуфта и коробка передач были позаимствованы полностью), но по своей форме и вооружению танки резко отличались от всех предшественников. Корпус и башня выполнялись исключительно сварным способом. Листы брони расположены под максимально низкими углами.

В верхнем лобовом листе и корме были сделаны массивные люки для облегчения жизни ремонтным частям. На сей раз использовалось уже пять пар катков и индивидуальная подвеска торсионного типа. Основным орудием стала мощная 75 мм пушка. С ней был спарен 7,62 мм пулемет системы Браунинга. Еще один аналогичный пулемет устанавливался в лобовой части танка. Впервые на крышу стали монтировать 12,7 мм Browning М2НВ. Чтобы стрельба из пушки была точнее, использовался стабилизатор гидравлического типа системы "Вестингауз".

Средние танки

Это были более надежные, лучше бронированные танки Второй мировой войны. Американские машины этой категории сделали имя за счет «Шермана», который был любим и нашими солдатами. Как считают ветераны, которые воевали на союзной технике, это был Т-34 в люксовом исполнении. Впрочем, обо всем по порядку.

М3 "Грант"

Стал первым средним танком, массово поступавшим на вооружение. Часто М3 «Грант» путают с М3 «Стюарт». Конечно же, эти американские танки (фото есть в статье) относятся к совершенно разным классам. Главной особенностью являлось трехуровневое (!) расположение вооружения. В спонсоне, на нижнем ярусе, была установлена 75 мм пушка с углом наведения по вертикали в 32 градуса.

На втором ярусе - башенка с 37 мм орудием и курсовым пулеметом. Третий уровень представлен еще одной башенкой с пулеметом, из которого можно было эффективно подавлять как наземные, так и воздушные цели. Таким образом, развитие американских танков (как и советских в свое время) шло по пути увеличения количества башен, но это направление быстро было признано ошибочным.

Для поворота башенки с 37 мм орудием мог быть использован не только механический, но и гидравлический привод. По вертикали пушку наводили с помощью только механического привода. Прицелы телескопические, приборы наблюдения выполнены по призматической схеме. В ходе изготовления использовались отливка, сварка и клепка. Башня, спонсон и вся передняя часть были литыми.

В результате эти американские танки 2 мировой получились крайне неубедительными: слишком слабая броня, слишком большая высота, неудачное расположение вооружения, невысокие характеристики звездчатых авиационных движков (которых хронически не хватало).

Несмотря на огромное количество вооружения огневая мощь в практических условиях оказалась очень невысокой. По массе машина была практически идентична немецким «Тиграм», но по боевой эффективности была на уровне легкого танка.

Впрочем, танк все равно массово выпускали с 1939 по 1942 годы, пока его не начали массово заменять на М4 - более удачные танки Второй мировой войны. Американские машины этого поколения оказались куда лучше.

М4 "Шерман"

Наиболее массовый средний американский танк, которым вооружались как американцы, так и англичане и Красная армия. Последней он массово шел по ленд-лизу. Сильно отличался компоновкой и системой вооружения от предшествующих машин. Компоновка и конструкция силовой установки и подвески во многом остались прежними, так как в условиях войны требовалось максимально сохранить высокие темпы производства. Пожалуй, это был лучший американский танк.

Шасси было полностью скопировано с M3. Впрочем, исключая наиболее ранние типы, тележки подвески все же были сильно изменены: так, поддерживающие ролики отныне крепились сзади. Корпуса выполнялись с использованием сварки и/или литья. Лобовая часть собиралась из сварных и литых частей на сварке, а пушка калибром 75 мм устанавливалась в башню, выполняемую исключительно методом литья.

Сперва на эти американские танки (фото выше) ставили движки "Континенталь" с охлаждением воздушного типа, но их массово потребляла авиационная промышленность, а потому американцам постоянно приходилось искать альтернативные типы двигателей. В результате количество серийных модификаций резко увеличивалось. требовал экипажа в пять человек. Среди отечественных танкистов, которые воевали на этой «иномарке», танк заслужил хорошие отзывы.

Танкистам, в частности, нравилась качественная внутренняя отделка и запас продуктов (а также виски и хорошие сигареты), который упаковывали в машину в качестве подарка. Немало жизней спасла также вязкая броня, которая (в отличие от Т-34) не выкрашивалась даже при ее пробитии, чем предохраняла экипаж от ранений отлетевшими кусками окалины.

Тяжелые танки

Как ни странно, но многие военные историки считают, что американские тяжелые танки не существовали в принципе. Тот же «Першинг», который считался тяжелым танком, по массе сильно уступал немецкому «Тигру». Впрочем, у нас была примерно та же ситуация. Разгадка проста - Вермахт классифицировал бронетехнику по калибру, а мы с американцами - по ее массе.

Танк М6

Выпуск ограничился малой серией в 1941 и 1942 годах. На вооружении стояло сразу два орудия: 76,2 мм и 37 мм пушки, спаренные между собой. Кроме того, оснащался тремя В ходовой части были использованы сразу четыре пары двойных малых катков.

Существовало три модификации, у первой из которых корпус выполнялся методом литья, тогда как впоследствии перешли исключительно на высококачественную сварку, отличавшую далеко не все танки Второй мировой войны. Американские машины в этом отношении намного превосходили отечественную бронетехнику.

Использовались силовые передачи как гидромеханического, так и электрического типа. Башня изготавливалась исключительно методом литья. Чтобы уравновесить крайне неуклюжую и неустойчивую сдвоенную орудийную систему, заднюю часть башни пришлось серьезно удлинить. Была предусмотрена командирская башенка, а также крепление для монтажа зенитного пулемета.

Для переговоров использовались довольно качественная рация и внутреннее созданное на ее же основе. В общем и целом, конструкция оказалась явно неудачной: вооружение для такого типа танка было слабым, броня была тонкой, а высота - слишком большой. А потому всего было выпущено только 40 единиц новой техники, а в качестве «тяжелых» машин использовали М26.

Танк М26 "Першинг"

Эти американские танки Второй мировой были приняты на вооружение в 1944 году. Изначально относились к классу тяжелых танков (по всем статьям проигрывая немецкой технике этого класса), но из-за недостаточно мощного вооружения вскоре были «разжалованы» в средние. Имели массу в 41,5 тонны. Корпус сварной, собирался из готовых отливок и деталей. Днище - корытообразное. Передняя часть корпуса изготовлена методом литья, имеет рациональный наклон поверхностей. Башня имеет вытянутую форму, предусмотрена командирская башенка и крепление для зенитного «Браунинга».

Что касается ходовой части, то были использованы классическая торсионная подвеска и шесть опорных катков. Именно ходовую часть очень уважали танкисты, так как она оказалась чрезвычайно надежной. Двигатель - бензиновый восьмицилиндровый "Форд", относившийся к типу GAF-V. Охлаждение жидкостное, трансмиссия - гидромеханическая. Она обеспечивала танку высокий темп разгона и отличную плавность хода.

Основным орудием является 90 мм пушка M3, из которой бронебойный вылетал со скоростью 810 м/с. Дополнительно оснащался парой 7,62 мм пулеметов, причем один из них был курсовым, спаренным с пушкой. На башню ставили 12,7 мм зенитный пулемет. Имел квадрант-угломер, который позволял вести довольно точную стрельбу с закрытых позиций. М26 успели поучаствовать в завершающем этапе Второй мировой. Всего было выпущено около полутора тысяч машин.

Современное состояние дел

Современные американские танки имеют мало общего со своими предшественниками. На их развитие немалое влияние оказали немецкие специалисты. Нынешний «Абрамс» отличается высоким профилем, массивной броней и большим объемом заброневого пространства. В отличие от танков времен Второй мировой он имеет довольно грубые формы и мощное вооружение, основой которого является 120 мм нарезная пушка. Главным отличием от предшественников является классическая подвеска и

Таким образом, современные американские танки лишь в небольшой степени схожи со своими предшественниками.

Лучшие статьи по теме